– С 2002 года постепенно стали приходить Boeing-737 (3 штуки), а затем в 2003-м и Boeing-757 (5 штук), – вспоминает Андрей. – Я даже помню, что было время, когда мы брали самолеты в мокрый лизинг у турецкой компании: они летали со своим экипажем, под своей ливреей у нас, но недолго. В 2004 году получили небольшие региональные самолеты. В 2004 году получили небольшие региональные самолеты: это были «Фоккер-50» – 5 самолетов. Они пришли в течение года, а 6-й – уже в 2010 году. Были и взятые в лизинг Boeing-767 – они летали с 2007 по 2014 год. Параллельно с флотом Boeing развивался и флот Airbus. Первый Airbus-320 пришел в 2003 году. Постепенно компания начала переход: флот Boeing-737 стали менять на флот европейского концерна Airbus-320. В 2020 году было принято решение об окончании эксплуатации Boeing-757 . Последний Boeing-757 – «Ксюша» (название от бортового номера КCU) – ушел в ноябре 2020 года.
– Говоря о техническом обслуживании, стоит отметить, что все самолеты – разные, – говорит Андрей. – Каждый уникален, к каждому нужен свой особый подход. Мы получили большой опыт в техническом обслуживании Boeing-757, «Фоккер-50». Самолеты были не новые, поэтому там было много механической работы. А что касается новых самолетов – это современные технологии, новая электроника, они требуют больше интеллектуальной работы. 2013 год запомнился приходом 3 собственных самолетов Boeing-767. Они прибыли прямо с заводов: 2 пришли в 2013-м, а 3-й – годом позже.
– Это было большое событие и для компании, и для авиации Казахстана, – рассказывает Андрей. – Наши пассажиры могли насладиться настоящим широкофюзеляжным салоном, а бизнес-класс самолетов предоставлял полностью раскладывающиеся кресла, где можно было полноценно отдохнуть. Начал обновляться и региональный флот – вместо «Фоккеров-50» в 2011 году стали приходить современные самолеты «Эмбраер-190» – всего 9 самолетов. В 2018 году началась замена этих бортов на более современную модель – во флот пришли 5 новых «Эмбраер-190-Е-2». Эта модель за счет своей энергоэффективной модификации была названа маркетологами производителя «Охотником за прибылью».
На носу первого прибывшего самолета изображен снежный барс – тем самым компания хотела обратить внимание всего мира на проблему сокращения популяции снежных барсов в Казахстане. Стоит добавить, что «Эйр Астана» стала 2-м в мире оператором данного вида флота.
Важным моментом в истории флота можно считать 2016 год, когда компания получила свой первый борт Airbus А320 модификации neo (new engine option), что означает ремоторизированную версию, более экономичную за счет новейшего двигателя и специальных законцовок крыла. «Эйр Астана» стала первой авиакомпанией в СНГ и Центральной Азии, эксплуатирующей данный тип самолета. Сегодня в авиапарке компании 17 таких самолетов, из них 7 – самолеты Airbus А321 Long Range. А это уже новейшая история нашего флота – с 2019 года флот компании обновляется самолетами типа Airbus А321 Long Range.
Это дальнемагистральная версия Airbus А321neo с увеличенным максимальным взлетным весом и оптимизированной конструкцией фюзеляжа. По словам производителя, самолет отличается особой экологичностью – уменьшенный расход топлива на 20 процентов, снижение расходов на техническое обслуживание, уменьшение углеродных выбросов и заметное снижение звукового шума. В этом году компания ожидает прибытия еще 2 самолетов Airbus А321LR и трех самолетов Airbus А320neo для FlyArystan.
Дина КАСЫМОВА
Фото: Елена Сергиенко