"В своём новом очерке попыталась выстроить хронологию развития отечественной буровой службы, которая родилась на базе нефтяной Эмбы", - пишет автор поста. "На момент активной разработки эмбинских месторождений в дореволюционный период многочисленными нефтяными обществами бурение велось ударным способом, а добыча нефти – тартанием желонками. Хотя ряд крупных обществ, в том числе «Бр. Нобель», предпринимали усилия по организации быта нефтяниках на промыслах – школы для детей, лечебницы, торговые лавки для обеспечения необходимым, все же жить большей части рабочего персонала приходилось в сырых, полутемных землянках в условиях дефицита пресной воды.
В послереволюционный период, когда молодая страна нуждалась в энергетических ресурсах, на место желонок и ручных подъемных лебедок, деревянных буровых и эксплуатационных вышек на Эмбе, пришли современные станки-качалки и мощные буровые установки. Ранее мы публиковали исторические очерки о том, что бурение в Доссоре производилось при помощи станков «Рапид», в Макате – станками «Вирт» на передвижных тракторах «Ланц» и «Стар». Согласно подробнейшим образом составленных технических спецификаций, описания оборудования и ведомостей заказов, специалисты «Эмбанефти» закупали нефтепромысловое оборудование преимущественно из Германии, США и Чехословакии. Помимо буровых станков и тракторов, из Германии в Эмбу поставлялись клапаны, электромоторы, трансформаторы, грузовые автомобили и запасные части к ним, вращательные станки для бурения на глубину 500 саженей, эксентрики «Вессемер», станки комбинированные «Националь» для бурения на 200 саженей, трубы и мн. др.
Согласно многочисленной деловой переписке тех лет, «Эмбанефть» в 1925-26 гг. интенсивно наращивала техническую базу в рамках запланированных активных работ по разведочному бурению в условиях истощения Доссора. Буровой программой по глубокому разведочному бурению предусматривалось бурение 40 скважин в 9 районах, из которых 21 скважина – на новых площадях и 19 – на эксплуатационных площадях.
"Близкое истощение Доссора остро ставит вопрос об усилении разведочных работ в Эмбенском районе. Этому вопросу Трестом уделяется особое серьезное внимание. Подготовительные, геологические и топографические работы, мелко разведочное, а равно и глубокое бурение в отчетном году велось в широком размахе. Однако полному осуществлению всей программы глубокого разведочного бурения помешал недостаток бурового оборудования вследствие опоздания его из заграницы. С прибытием этого оборудования - 11 вращательных и комбинированных станков, разведка получит должное развитие на основе законченных в отчетном году подготовительных геологоразведочных работ", - отчитывался тогдашний руководитель «Эмбанефти» Владимир Коробовкин.
Логическим результатом пристального внимания к обеспечению Эмбы передовым оборудованием стал тот факт, что в 1932 году эмбинские буровики пробурили в Доссоре на тот момент самую глубокую скважину в СССР и в Европе – в 2800 метров. Как отмечалось в служебной документации тех лет, 304-ая превосходила все пробуренные скважины Европы и имела исключительно техническое значение для промыслов Эмбы.
Отмечалось, что буровая партия сталкивалась и будет сталкиваться с техническими трудностями бурения на сверхглубинных глубинах, что усугубляется отсутствием опыта буровых партий по бурению весьма глубоких скважин. Поэтому первый опыт бурения на такие глубины повлек естественный запрос со стороны эмбинских нефтяников на специализированную литературу и организацию профессиональных курсов по теории бурения.
В корпоративной газете «Большая Эмба» за №120 от 5 декабря 1932 года был опубликован приказ по тресту «Эмбанефть», в которой помимо проблемных вопросов по скважине, опубликован перечень мероприятий по повышению мотивации для буровиков 304-буровой, предусматривающий пересмотр системы оплаты труда в сторону увеличения расчётного коэффициента для всей партии вдвое, увеличение продовольственного пайка, выдачи мануфактуры, выдачи полушубков, сапог, валенок, рукавиц, белья и шапок. Также, управляющего промыслом Доссор обязали выделить для более нуждающихся работников буровой квартиры и др.
Несмотря на эти трудности, в 1932 году эмбинские буровики, помимо 304-ой, пробурили за 92 дня скважину №307 до 962 метров, открыли мощное месторождение Косчагыл, получили приток легкой нефти на южном Искине, вскрыли нефтяные пески на Бис-Булюке, строили буровые вышки без гвоздей (на болтах), и без достаточных пиломатериалов, добились снижения аварийных работ в бурении по отношению к общему времени бурения и многое другое.
Уже к 1940 году на Эмбе в разработке находились 9 месторождений: Доссор, Макат, Байчунас, Искине, Косчагыл, Сагиз, Кулсары, Шубар-Кудук, Джаксымай. С увеличением объема геологоразведочных работ и открытием новых месторождений росли темпы строительства новых промыслов, создавались технико-экономические базы. В 1935 году вступил в эксплуатацию нефтепровод, соединявший Гурьев с Орском.
В трудные годы Великой Отечественной войны нефтяники Эмбы открыли и ввели в разработку нефтяные месторождения: Жолдыбай, Комсомольский, Кошкар и Тентексор. А геологоразведочные работы в послевоенные годы привели к открытию месторождений – Мунайлы (1948 г.), Каратон (1949 г.) и ряда других участков на разрабатываемых площадях. (Продолжение следует)"