Более 200 мастеров и инструкторов производственного обучения региональных структур, филиалов и дочерних организаций компании в течение трех месяцев вникали в тонкости обучения взрослых людей, погружались в вопросы бережливого производства, прокачивались навыками ораторского искусства, управления внутренних коммуникаций и цифровых технологий.
Как удалось реализовать столь уникальный проект по развитию компетенций мастеров/инструкторов производственного обучения? С этим вопросом мы обратились к основным заинтересованным лицам - заказчикам корпоративной программы обучения «Академия шеберлер қазынасы» - к главному инженеру компании Батыру Котыреву и директору департамента управления человеческими ресурсами Сауле Истлеевой.
- Чтобы ответить на вопрос, начнем с самой идеи, вспомним как все начиналось, что стало основной предпосылкой. Было очень больно слышать информацию о росте травматизма и нарушениях техники безопасности на различных совещаниях, площадках. И я задалась вопросом: как мы, HR-служба, можем повлиять на эту статистику, – рассказывает Сауле Машуровна. - Мы с ребятами окунулись в бизнес-процессы обучения на региональном и линейном уровнях, чтобы понять, почему производственный персонал, проходя на регулярной основе технические занятия и инструктажи, зачастую продолжает нарушать технику безопасности и технологические процессы.
В фокусе внимания
В фокусе оказались мастера/инструктора производственного обучения (МПО) – это более 200 человек, проходящие устаревшие по формату программы технических занятий с низкой посещаемостью слушателей. Мастера не проходили обучение основ преподавания, что также стало предпосылкой для организации Академии.
- В итоге мы предложили прокачать мастеров/инструкторов посредством корпоративной программы обучения, кастомизированной под запрос бизнеса и специфику ҚТЖ. Я обратилась с этой инициативой по «пересборке» компетенций МПО к курирующему руководителю - главному инженеру компании Батыру Котыреву с просьбой стать заказчиком программы обучения МПО. Выслушав нас и ознакомившись с программой обучения, Батыр Куанышевич попросил ускорить проведение обучения, обозначив его одним из приоритетных задач, - продолжает Сауле Истлеева.
Напомним, 2022 год определен Председателем ФНБ «Самрук Казына» Алмасадамом Саткалиевым «Годом безопасности». Одновременно с этим Председателем Правления АО НК «ҚТЖ» Нурланом Сауранбаевым текущий год объявлен «Годом развития культуры безопасности движения».
Более того, в июне текущего года был проведен первый ежегодный HEALTH & SAFETY форум АО «Самрук - Қазына», объединивший все портфельные компании Фонда.
- На форуме руководители всех портфельных компаний во главе с Председателем Фонда подписали личные обязательства в обеспечении безопасных условий труда на производстве. Все это говорит о высоком уровне приверженности руководителей Фонда и дочерних компаний вопросам производственной безопасности, - поделился Батыр Котырев.
Из всех портфельных компаний Фонда именно для АО НК «ҚТЖ» имеет первостепенное значение безопасность движения поездов (БДП) как специфический вид безопасности, характерный для железнодорожной отрасли. В целях обеспечения БДП действуют приказы, правила, инструкции и другие нормативные документы, требования которых должны неукоснительно соблюдаться всеми работниками железнодорожного транспорта. Каждый произошедший несчастный случай или нарушение безопасности движения расследуются комиссиями, устанавливаются истинные причины произошедшего. Зачастую, большую долю среди основных причин занимает человеческий фактор, слабые знания, нарушения требования действующих правил, инструкций, норм.
- Отмечу, что в высоком уровне знаний своих подчиненных должны быть заинтересованы, прежде всего, руководители, отвечающие за эксплуатацию подвижного состава и инфраструктуры. Потому что безопасные правила труда и выполнение требований безопасности движения исполнителями производственных процессов лежат в основе безопасного функционирования железнодорожного транспорта. Таким образом, на мастерах производственного обучения лежит большая ответственность за постоянное поддержание уровня знаний работников на достаточно высоком уровне, - отметил главный инженер компании.
Стратегическое обучение
Сауле Истлеева отметила главные особенности программы обучения.
- Первая особенность - это применение комбинированного формата модульного обучения с фокусом на профессиональные и личностно-деловые компетенции, оффлайн-тренинги и онлайн-вебинары без отрыва от работы, привлечение внешних и внутренних бизнес-тренеров. Вторая особенность - это интенсивная коллаборация с активным участием руководителей и слушателей во время занятий, практика полученных знаний и обратная связь от экспертов, нетворкинг, панельная сессия с топ-менеджментом компании, - поделилась она.
Программа включала в себя разборы кейсов, обмен практиками, разработку программ и сценариев проведения технического занятия, защиту домашнего задания в группах.
- И еще одна особенность программы заключалась в максимальном использовании внутренней базы знаний – это внутренние тренеры, профильные эксперты, самостоятельная работа, курсы в системе дистанционного обучения и тестирования, учебный центр, Whatsapp-чат, - заключила Сауле Машуровна.
В свою очередь, Батыр Куанышевич рассказал про обновленный набор компетенций мастеров/инструкторов производственного обучения. По его словам, на первом модуле обучения программа была выстроена через осознание самими мастерами/инструкторами необходимости пересмотра и переосмысления значимости своей роли; осознание, насколько она важна в вопросах безопасности деятельности компании.
Научился сам, научи другого
За плечами мастеров производственного обучения большой трудовой опыт и высокий профессионализм, им есть чем поделиться, но при этом не было необходимых навыков донесения информации, навыков обучения своих коллег в доступной форме. Технические занятия проходили в устаревшем формате, с зачитыванием сложных и «скучных» инструкций. Благодаря Академии мастера производственного обучения изучили инструменты и узнали основы такой интересной науки, как андрагогика (наука обучения взрослых людей).
- Как управлять аудиторией? Как правильно составлять сценарий технического занятия? Что такое геймификация? Как сделать подачу материала интересной и легко воспринимаемой? Что такое цикл Колба? На все эти вопросы были получены ответы в первом модуле обучения. Также тренинг «Ораторское искусство» от популярного ведущего телеканала «Евразия» Талгата Байгужинова стал одним из ярких и незабываемых впечатлений обучающего процесса, - делится Сауле Истлеева.
По ее словам, большое внимание было уделено и необходимости развития в первую очередь soft skills (гибких компетенций, навыков). Тренинги второго модуля по эмоциональному интеллекту, эффективным коммуникациям, лидерству, стрессоустойчивости, управлению эффективностью, бережливому производству позволили повысить профессионализм мастеров в этом направлении.
Участники обучения были разделены на 20 групп для выполнения практического домашнего задания, что позволило развить навыки командной работы. В копилку базы знаний попали 20 разработанных сценариев технических занятий по разным профильным темам с презентациями, видеоматериалами и памятками для их проведения. Защита домашних заданий показала высокий уровень навыков упаковки сложных инструкций в упрощенный, информативный формат, удобный для восприятия.
Презентации в стиле TED трех выпускников Академии - мастера производственного обучения Атбасарской дистанции электроснабжения Тимура Курбалова, мастера производственного обучения Казалинской дистанции сигнализации и связи Гульзат Аристанбековой и инструктора по работе с поездными бригадами станции Балхаш Марины Волковой на завершающем мероприятии программы обучения - форуме «Sheberler Alany-2022» стали еще одним подтверждением актуальности принципа самообучающейся организации - «искать возможности обучения внутри организации (обмен опытом, решение проблем, распространение знаний)».
- Программа стала стартовой в ряде мероприятий по плану повышения качества обучения на линейном уровне. Мы планируем не останавливаться на достигнутом и уже в ближайшее время анонсируем корпоративные программы развития компетенций для главных инженеров, инструкторов - машинистов и ревизоров по безопасности движения, - поделились планами совместной работы Батыр Котырев и Сауле Истлеева.
В ҚТЖ делают ставку на усилении базы знаний, постоянном обмене опытом и развитии культуры самообучающейся организации.
Асель Шайхынова