Принято считать, что базовые принципы экономической и финансовой эффективность японцев сформулированы в Концепции Кайдзен, которая возникла в стране Восходящего Солнца. С той или иной мерой успешности ее распространяют во всем мире. Идеи Кайдзена, как показывает казахстанский опыт, дают позитивные результаты и в нашей стране. Особенно на крупных предприятиях, где такие элементы концепции, как личная дисциплина, командная работа, высокий моральный дух и в целом – бережливое производство особенно необходимы. Так же как брейншторм-группы и банк идей по улучшению производственной деятельности, мотивирующие сотрудников на новаторство и рационализаторство.
Этой концепции придерживаются и в АО «Samruk-Kazyna», некоторые из структур которого успешно применяют ее на практике или активно внедряют. В частности, Кайдзен или его элементы уже поэтапно внедряется в энергетических компаниях группы. В частности, в АО «АлЭС».
В феврале 2024 года было принято решение запустить развертывание системы Кайдзен – бережливых технологий – на пилотном участке в производственном департаменте ТЭЦ-3 АО «АлЭС».
«Основной целью новации является формирование бережливого мышления у сотрудников, оптимизация производственных и административных процессов и эффективное использование имеющихся ресурсов департамента станции, – рассказывает Нұрлан Жақан, электромонтер релейной защиты и автоматики электроцеха ТЭЦ-3. – Для успешного развертывания бережливых технологий на первом этапе была разработана дорожная карта развития Кайдзен-технологий на пилотных участках».В целях дальнейшего распространения концепции и ее лучшего понимания недавно было проведено обучение по «Основам кайдзен технологий». Его проводили Мади Занигинов, Kaizen & Lean Expert, международный сертифицированный тренер, автор проекта Kaizen Store и основатель Kaizen Solutions и Азамат Ажигалиев, Kaizen & Lean in Finance, сертифицированный тренер Toyota Engineering Corporation по Cost Management.
Также была сформирована малая инициативная группа, которая отвечает непосредственно за развертывание Кайдзен внутри департамента ТЭЦ-3. В ее состав вошли от Электрического цеха: электромонтер Нұрлан Жақан, мастер производственного участка Диас Утегенов, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Бауыржан Кемельжан, электромонтер релейной защиты и автоматики Мақсат Оспанов; от Топливно-транспортного цеха: слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов Нұрбол Шамыгулов; от Производственно-технического отдела – инженер по метрологии Ельмира Турумбетова, и инженер по расчетам и режимам Анель Садуақас.
«В настоящее время сотрудники на пилотных участках обучены и успешно развертывают Кайдзен по следующим темам: организация рабочего пространства 5S; картирование бизнес-процессов; решение проблем, кружки качества, – продолжил Нұрлан Асхатұлы. – Они вплотную занимаются диагностикой и эффективной организацией своих рабочих мест, анализом временных затрат (хронометраж процессов) и решением текущих вопросов. Прописывают план мероприятия для реализаций предложений по улучшениям».
Напомним, что такое 5S – или пять основных принципов Концепции Кайдзен: Seiri (сортировка); Seiton (систематизация); Seiso (содержание в чистоте); Seiketsu (стандартизация) и Shitsuke (совершенствование). Плюс емкое понятие «гемба Кайдзен», которое подразумевает принятие решения на месте рабочего процесса, а при возникновении проблем – их урегулирования.
«Впечатление по поводу Кайдзена – положительное, так как во время обучения и внедрения в наши процессы, все участники группы работали слаженно. Все вносили разные идеи по улучшению работы, планировали каждый шаг, – делится первыми итогами Анель Садуақас. – Уже во время обучения было понятно, что эффективное общение по этой методике, когда каждый внимательно слушает собеседника, проявляет уважение, учитывает точку зрения других и даже делает комплименты коллегам, не только повышает настроение, но и укрепляет отношения».
Ермеққали Кузеев, электромонтер релейной защиты и автоматики пятого разряда, говорит, что если применять все принципы в работе, то получаешь колоссальный эффект. «Испытали на себе, начав применять эту философию, - подчеркивает он. – В дальнейшем сами не заметили, как выработалось привычка действовать по Кайдзену».
«Благодаря Кайдзену мы смогли создать культуру постоянных улучшений, где каждый сотрудник вносит свои предложения по оптимизации работы, – добавляет Мақсат Оспанов. – Это способствовало укреплению командного духа и повышению общей продуктивности».
Своими впечатлениями от применения принципов 5S поделился Нұрбол Шмыгулов: «Еще во время обучения, когда мы начали изучать систему 5S, и после внедрения ее на определенных участках, было заметно, что наши действия стали более систематизированы, а все предметы, инструменты всегда лежат под рукой. Это упрощает рабочий процесс. Применение принципов Кайдзен способствовало дальнейшему формированию хороших взаимоотношений между сотрудниками. Такая политика в итоге приводит к отличным результатам в масштабах всего предприятия. Однако для этого потребуется время».
Начав применять принципы японской философии постоянного улучшения в своей повседневной жизни, заметил хорошие результаты и Диас Утегенов: «Кайдзен помогает мне становиться лучше каждый день. Постепенно я стал замечать, что моя концентрация внимания повысилась, а уровень стресса снизился. Я стал улучшать свои навыки в работе и больше читать профессиональной литературы. С помощью Кайдзен я осознал, что незначительные изменения и постоянное стремление к улучшению могут привести к значительным результатам в жизни. Верю, что благодаря этой философии я смогу достичь своих целей и стать лучшей версией себя».
Освоил планирование и испытал необыкновенное чувство, когда дела как бы делаются сами собой. Так описал свои ощущения от Кайдзен участник проекта Бауыржан Кемельжан.
«При этом я слежу, чтобы соблюдался баланс между отдыхом и активностью, а также подкидываю себе задачки, – делится он личными результатами. – Могу за одну неделю переработать 7-10 убеждений! Организовать питание, преуспевать в рабочих задачах, и при этом каждый раз что-то улучшать. Я чувствую себя эффективным на 80%, так как определил миссию, составил иерархию целей, разбил их на проекты. В процессе обучения система мотивации помогла мне «включить» лидерские качества, целеустремленность и командность. Благодаря этому я быстро прошел основные и изучил дополнительные материалы, внедрил поток и адаптировал технически под свои критерии».
«Подход Кайдзен акцентирует внимание на маленьких, но регулярных изменениях, направленных на повышение производительности и улучшение качества работы, – отмечает Ельмира Турумбетова. – Кайдзен – это постоянное совершенствование, ключ к долгосрочному успеху и устойчивости бизнеса. Внедрение этой системы в нашей компании создаст культуру и атмосферу, в которой каждый сотрудник будет чувствовать свою ответственность за общий результат, будет мотивирован на поиск и внедрение улучшений. Кайдзен включает в себя не только оптимизацию производственных процессов, но и поощрение инициативы и креативности сотрудников».
«Внедрение Кайдзен на нашем рабочем месте принесло значительные улучшения процессов. Применение методов позволило нам оптимизировать рабочие процессы и устранить многие неэффективности, – резюмирует Нұрлан Жақан. – Мы увидели значительное сокращение времени на выполнение задач и уменьшение количества ошибок, что положительно отразилось на наших показателях. Нет предела совершенству, продолжение следует!».
Первые результаты внедрения принципов Кайдзен на ТЭЦ-3 превзошли ожидания, констатируют его участники. Поэтому АО «АлЭС» планирует запустить обучение принципам Концепции Кайдзен в головном офисе.