Проект является крайне значимым для завода, поскольку направлен на качественные улучшения не только бизнеса, но и культуры производства на АНПЗ.
Компания Solomon является признанным лидером в области бенчмаркинга предприятий топливно-энергетического комплекса и создания устойчивых улучшений на НПЗ, имеет большой опыт выполнения подобных проектов на нефтеперерабатывающих заводах по всему миру. В частности, аналогичный проект был реализован в 2006-2013 годах на НПЗ «Ромпетрол» КазМунайГаза, где по итогам дополнительный экономический эффект для бюджета завода суммарно за 7 лет составил 306 млн долларов.
Сотрудничество в рамках РЕР между Solomon и АНПЗ подразумевает 3 фазы. В ходе первой фазы завод собрал значительный объем данных по целевым областям и передал их для анализа в Solomon. Далее состоялись интервью в формате «тет-а-тет» с 10% сотрудников АНПЗ по темам понимания рабочих практик, сложившихся на заводе, их сопоставления с лучшим отраслевым опытом для оценки и последующей разработки конкретных рекомендаций по улучшениям.
Во 2-ю фазу Solomon разработал ряд предложений, которые являются приоритетными исходя из конкретной ситуации на заводе.
На данный момент проект находится в 3-й фазе – непосредственного внедрения рекомендаций Solomonа на АНПЗ. В частности, определяется план действий по выполнению рекомендаций, ведется сбор дополнительных предложений. Уже назначены ответственные лица, а также лидеры команд внедрения. Так, главный специалист по энергоэффективности и ИСМ с 25-летним стажем Сергей Шумилов назначен лидером команды по внедрению изменений в области энергоэффективности. Начальник технического отдела Ибрайым Кайрлиев является лидером команды по внедрению изменений в части сокращения потерь углеводородов. Заместитель начальника технического отдела Наиль Хакимов возглавил команду по внедрению изменений в сфере выхода продуктов.
Перспективы проекта впечатляющие. При условии полного и корректного применения всех рекомендаций может быть достигнут значительный эффект: энергопотребление снизится на 20% относительно уровня 2018 года, потери углеводородов – до 0,50% масс, выход целевых продуктов существенно увеличится.
Но что более важно – проект направлен на изменение производственной культуры заводчан, улучшение поведенческих функций, а именно – формирование менталитета «ответственного собственника», когда персонал становится владельцем процессов, заинтересованным в наилучшем исполнении функций и мероприятий. Глубокая вовлеченность должна пронизать всю бизнес-цепочку и привести к созданию кросс-функциональных команд из представителей разных областей производства, которые на регулярной основе будут обсуждать текущий статус производственных задач, осуществлять проработку аспектов, требующих улучшения, и выработку шагов по достижению наилучшего конечного результата.