Как отметил Управляющий директор по правовому сопровождению и рискам, Член Правления АО «Самрук-Қазына» Андрей Кравченко, эти аспекты позволили международному агентству «Standard & Poors» повысить кредитный рейтинг Фонда до уровня суверенного «BBB-» (прогноз «стабильный»). Международное агентство Moody’s также присвоило Фонду рейтинг «Baa2» с прогнозом «стабильный».
Представитель Фонда рассказал о мерах по смягчению наиболее важных рисков, сейчас на первый план выдвигаются вопросы экологии и изменения климата. Среди факторов, существенно влияющих на экологические риски Группы «Самрук-Қазына», названы:
введение в действие нового Экологического Кодекса Республики Казахстан, ограничивающего объем квот на выбросы парниковых газов; обязательства нашей страны по сокращению парниковых газов к 2030 году и достижения углеродной нейтральности к 2060 году; потенциальные риски, связанные с трансграничным углеродным регулированием.Также Андрей Кравченко отметил что риски, связанные с реализацией крупных инвестиционных проектов, приватизацией активов и дефицитом энергетических мощностей и электроэнергии находятся на постоянном контроле у руководства Фонда.
Особую значимость Фонд придает социальной стабильности. В настоящее время в фокусе внимания запросы работников нефтесервисных предприятий западных регионов страны. Фонд совместно с НК «КазМунайГаз», республиканскими и местными органами власти прорабатывает системные меры по повышению удовлетворенности условиями труда и стабильности бизнеса этих компаний. В том числе путем улучшения процедур закупок и предоставления этим предприятиям особых условий этих процедур, с реализаций механизма гарантированной стабильности и роста заработных плат работников.
Представитель Фонда отметил минимальные риски заражения COVID-19 на производственных предприятиях Группы «Самрук-Қазына», благодаря массовой вакцинации работников, уровень которой превысил 80 %.
Кроме того, Андрей Кравченко рассказал о работе по совершенствованию системы закупок Фонда. 9 декабря Совет директоров Фонда утвердил Порядок осуществления закупок в новой редакции, который будет действовать с 1 января 2022г. Порядок обсужден с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и согласован с Министерством финансов. Основные нововведения и преимущества нового Порядка:
Определен исчерпывающий перечень допустимых квалификационных требований, предъявляемых к потенциальным поставщикам, что повысит прозрачность процедур выбора поставщика и обеспечит честную конкуренцию между участниками закупок. Четко определены ограничения по возможности изменений условий договоров. При этом сохраняется не так давно внедренная норма по возможности увеличения стоимости договоров о закупках в связи с повышением стоимости сырья и комплектующих, необходимых для изготовления товара или при предоставлении услуг. Прописан механизм работы согласительной комиссии Фонда, в состав которой в обязательном порядке будут включены представители НПП «Атамекен» и отраслевых ассоциаций отечественного бизнеса. За счет развития закупок через электронный магазин, сокращения оснований и объема закупок из одного источника повысится прозрачность и оперативность закупок.Эти и другие нормы, предусмотренные в нормативных документах по закупкам, уже позволили Фонду за 11 месяцев текущего года достичь следующих показателей по доле местного содержания в закупках группы компаний Фонда:
- общая доля местного содержания в закупках – 76%;
- доля местного содержания в закупках товаров – 64%;
- в работах – 82%;
- в закупках услуг – 86%.