По состоянию на 22 августа 2022 года, запасы бензина АИ-92 (на нефтебазах и находящиеся в пути) составляют 180 тыс. тонн, дизельного топлива – 220,8 тыс. тонн. На нефтеперерабатывающих заводах имеется 71 тыс. тонн АИ-92 и 53,4 тыс. тонн дизельного топлива.
«Запасы бензина АИ-92 покрывают потребность на 14 дней, дизельного топлива – на 13», - отчитался министр.
То есть, в случае гипотетической остановки всех нефтеперерабатывающих мощностей (форс-мажорные обстоятельства – ЧС, ураган, землетрясение или иная катастрофа), или недостаточной выработки ими ГСМ, в Казахстане есть запас популярных видов топлива на две недели.
«По АИ-92 ситуация стабильная, на основных сетевых автозаправках ограничения отсутствуют. По дизельному топливу наблюдаются ограничения в реализации – переход на продажу по талонам и картам, установление лимитов. НПЗ вырабатывают топливо в достаточном количестве», - подчеркнул Болат Акчулаков.
Ключевые слова – «вырабатывают топливо в достаточном количестве». Иными словами, сверх того двухнедельного запаса, о котором говорилось выше.
В то же время, министр отметил, что «отгрузка нефтепродуктов оттуда (с НПЗ – прим SK NEWS) осуществляется нестабильно: поставляется недостаточно вагонов-цистерн, растут сроки доставки до пунктов назначения». Таким образом, Болат Акчулаков впервые публично озвучил проблему нехватки на рынке нефтяных железнодорожных цистерн, образовавшуюся вследствие возросшего спроса на цистерны в виду остановки Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Экспортеры вынуждены отправлять нефть по железной дороге, чтобы соблюсти сроки поставок, оговоренные в контрактах. Оттого и дефицит.
Министр еще раз акцентировал внимание, что ГСМ будут в первую очередь обеспечиваться аграрные предприятия – на момент уборки урожая.
«…Дизельное топливо в первую очередь поставляют аграриям, для которых цена составляет 184 тенге за литр. Это на 15-25 процентов ниже розничных цен, в зависимости от региона. Всего на осенне-полевые работы выделено 423,5 тысячи тонн топлива», - упомянул министр энергетики.
Именно эти вызваны причины ограничений для розничной торговли ГСМ – необходимостью оперативного снабжения хлеборобов. Определенные проблемы связаны с логистикой и недостаточностью транспортной инфраструктуры.
Болат Акчулаков призвал заинтересованные госорганы и операторов работать более слаженно.