К 30-летию Независимости Казахстана | 01 октября 09:18

Авиапарк «Эйр Астаны» – один из самых молодых в мире

Авиакомпания «Эйр Астана» с момента своего основания относилась к формированию флота с особой тщательностью и в качестве основных критериев всегда выбирала эффективность в использовании, гибкость в планировании, удобство для пассажиров. Почти 20 лет флот авиакомпании оставался одним из самых молодых в мире. На чем сегодня летает национальный перевозчик? Об этом SK NEWS рассказывает Андрей Олия, директор по техническому обслуживанию самолетов.  

Сейчас флот компании – это 35 самолетов, включая 10 самолетов FlyArystan. В авиапарке три дальнемагистральных «больших» Boeing 767, пять самолетов Embraer E2, остальной флот – 17 самолетов семейства Airbus А 321 / А320neo и шесть новейших самолетов Airbus A321 Long Range. Первый из них прилетел  два года назад. Это самолет нового поколения, который призван заменить Boeing 757.

– A321 Long Range – одна и последних разработок авиаконцерна Airbus, – говорит Андрей Олия. – Это, по сути, дальнемагистральная версия Airbus 321neo с увеличенным взлетным весом и оптимизированной конструкцией фюзеляжа. Он практически ничем не отличается от обычного А321neo. Единственное отличие, если говорить по-простому, – в Airbus 321 LR установлен дополнительный топливный бак, за счет которого дальность полета самолета вырастает с 6 500 до 7 500 километров без дозаправки.

 

 

 

Самолеты Airbus 321 Long Range «Эйр Астаны» имеют более комфортабельную конфигурацию салона. Если в обычном A321neo 28 мест в «бизнесе» и 151 – в экономклассе, то новый Airbus 321 LR – это 16 спальных, полностью раскладывающихся мест в бизнес-классе и 150 мест – в эконом-классе с индивидуальными экранами.  Это было сделано для большего комфорта пассажиров, поскольку cамолет обслуживает дальние направления компании, такие как Дубай, Лондон, Франкфурт, Шарм-эль-Шейх, Подгорицу, Стамбул.

 

 

– Сравнивать новый Airbus 321 LR c Boeing 757 нельзя, это разные самолеты. Airbus 321 LR – это современная машина, самолет более энергоэффективный, у него снижен уровень звукового следа, он производит гораздо меньше углеродных выбросов в атмосферу. А Boeing 757 был создан в 80-е годы прошлого века, – рассказывает специалист.

 

 В период пандемии компания столкнулась с вызовом – практически все рейсы были отменены, выполнялись лишь репатриационные рейсы. Большая часть самолетов в соответствии с программами технического обслуживания была отправлена «на землю» – на временное хранение. Поскольку в тот период появился большой спрос на перевозку грузов, и прежде всего, медицинских, было принято решение один из Boeing 767 переоборудовать в полугрузовой самолет.

– В грузовых самолетах погрузка происходит на специальном оборудовании, – говорит Андрей. – Мы приняли решение сделать полугрузовой самолет, где погрузка происходила бы вручную. После разработки всей необходимой документации и получения разрешения от официальных регулирующих органов мы принялись конверсировать пассажирский самолет в полугрузовой. Для этого были сняты кресла, перегородки в салоне самолета, мы закупили специальные сетки для крепления грузовых контейнеров.

Самолет выполнил немало рейсов в самый острый период пандемии, обеспечивая не только Казахстан, но и соседние страны необходимым оборудованием и медицинскими препаратами.  Всего с 2020 года «Эйр Астана» перевезла свыше 1 700 тонн медицинских грузов – медикаменты, кислородные концентраторы, аппараты ИВЛ, индивидуальные средства защиты.

Одним из последних грузов, который перевез полугрузовой Boeing 767, была вакцина Vero Сell компании Sinopharm, доставленная напрямую из Пекина. Транспортировка одного миллиона доз была выполнена по заказу «СК-Фармация» двумя рейсами. Это было непросто осуществить, работа была очень ответственная – ведь перевозка вакцин требует особых условий, в том числе и поддержания температурного режима от 2 до 8 градусов по Цельсию.

– Поскольку сейчас количество рейсов увеличивается и их частота растет, было решено переконверсировать полугрузовой Boeing 767 обратно в пассажирский, – говорит Андрей Олия. – Около двух недель нам понадобилось, чтобы восстановить кресла, перегородки, настроить и проверить все системы.

Сейчас все самолеты авиакомпании возвращены в небо. Ожидается, что до конца года флот пополнится еще одним самолетом Airbus 321 LR. Средний возраст флота «Эйр Астаны» сейчас составляет три года – пожалуй, это один из самых молодых авиапарков в мире.

Дина КАСЫМОВА

Фото: Елена СЕРГИЕНКО