Им не страшны крутые виражи
Традиционно водители сдали экзамен на знание теории, а затем продемонстрировали навыки управления транспортным средством на практике. Оценивались безошибочность фигурного вождения и скоростное маневрирование. Стоит заметить, что на разрезе есть водители самой разной техники.
Например, машинисты тяговых агрегатов. Здесь необходимо было продемонстрировать нестандартный навык: максимально близко подъехать на локомотиве к установленной на перекладине металлической планке, не сбив ее. А вот водителям большегрузов – самосвалов CAT 785C, БелАЗ-7513, машинистам автогрейдера CAT-16М и бульдозера CAT-9R, требовалось продемонстрировать особенное мастерство. Водителям самосвалов надо было пройти «змейку» из искусно расставленных на протяжении всей трассы бочек с установленными на них конусами, завести задним ходом машину в обозначенный периметр и поднять кузов, имитируя разгрузку, после чего, совершив «восьмерку», припарковаться в стартовой точке. Значение имеют и скорость, и радиус виража. Бульдозеристам требовалось зафиксировать навесную лопату над бочкой, установленной на близком расстоянии – в слепой зоне. А еще разбить клыком рыхлителя… куриное яйцо.
Соревновались и водители легкового, грузового и пассажирского транспорта. Чтобы выйти в финал, требовалось пройти тестирование на знание правил дорожного движения и техники безопасности. В ходе практического тура водителям легкового (УАЗ) и пассажирского (автобус ПАЗ) транспорта необходимо было проехать трассу в виде змейки, продемонстрировать комбинацию «восьмерка», соблюдая требования ПДД, миновать железнодорожный переезд, аккуратно заехать задним ходом в гараж. Водители грузового транспорта «играли» в баскетбол – отгружали точно в «кольца» автомобильные шины и мячи. Не обошлось и без «кота в мешке» – нужно было на ощупь определить и назвать деталь машины.
В номинации «Легковой транспорт» призовую тройку возглавил Азат Шалбаев, который занимается перевозкой путейцев. Это был его первый опыт и, как оказалось, весьма удачный.
На разрезе Азат сравнительно недавно. Сам он родом из Акмолинской области, работал в Нур-Султане – как и многие его односельчане, поехал покорять столицу. Трудился на разных позициях: в строительстве, несколько лет возил грузы на КамАЗе. Затем, посоветовавшись с женой, решил переехать в Экибастуз. В городе горняков и жилье есть, и работа достойная, так что Шалбаевы не пожалели о своем выборе. Жена Азата – учитель, в семье подрастает дочь.
Но вернемся к конкурсу. Вождение – это страсть Азата. В подростковом возрасте гонял на мотоцикле, затем пошел учиться на водителя. Поскольку за плечами тысячи накатанных километров, конкурс показался ему несложным. За свою водительскую практику еще не те кульбиты приходилось выделывать. Ежедневно до сотни километров по отвалам наматывает Азат. Работа нравится, несмотря на кажущуюся монотонность ежедневной картинки разреза. И жизнью нынешней вполне доволен. Ну а первое место и денежный приз накануне праздника были ему весьма кстати.
Повелители металла
Работают с огоньком так, что искры летят. В прямом смысле. Сильнейшие сварщики встретились на конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии». Подобные мероприятия способствуют и повышению престижа рабочих профессий – не всем же в айтишники идти. Соединить металлические детали при помощи сварки – работа ювелирная. От качества сварки зависит многое – долговечность и устойчивость строительных конструкций, работа и срок службы техники.
На первом этапе участники соревнований традиционно продемонстрировали знание теории сварочного дела, а также правил техники безопасности и охраны труда. Для ответов на 25 вопросов тестового задания им отводилось полчаса. Во время практического тура требовалось, точно следуя параметрам чертежа, сварить между собой металлические пластины в горизонтальном и вертикальном положениях. По общей сумме набранных баллов звания «Лучший по профессии» был удостоен Роман Курятников. По признанию победителя, условия конкурса сложными ему не показались: ведь это его каждодневный труд. После окончания профессионального колледжа с отличием, в 2009 году, он пришел работать на «Богатырь», что закономерно. Молодой человек проходил здесь практику, хороший специалист тогда был замечен и его здесь ждали. С выбором профессии помог отец, который сам всю жизнь работает здесь, на «Богатыре», электрослесарем. Сын к словам отца прислушался, и по его признанию, не жалеет о выбранной профессии.
Сегодня у Романа пятый разряд. Отправляясь на конкурс, Роман никаких особых переживаний не испытывал, был уверен в своих силах и не ошибся.
«Я шел к этой победе осознанно: теорию знаю хорошо и на этот счет не волновался. Относительно практики тоже особенно не переживал. Меня всегда на работе хвалят, когда учился, был лучшим в группе, поэтому, отправляясь на конкурс, был абсолютно уверен в победе. В нашей работе всегда есть место творчеству, и такие конкурсы помогают отточить и продемонстрировать мастерство», – уверен победитель.
При выполнении практического задания, в этом случае – сварочного шва, учитывались и качество, и время. Курятников обошел соперников как по первому, так и второму показателю. Ему хватило девяти минут из двенадцати отведенных. Ну а качество шва устроило жюри. Кстати, во время соревнований работу своих соперников увидеть нельзя: сварка требует выполнения правил техники безопасности.
Ежегодные конкурсы профессионального мастерства по разным специальностям в целях повышения престижа рабочей профессии, распространения накопленного опыта и освоения передовых методов и приемов труда на «Богатыре» – устоявшаяся практика. Работники компании с азартом и интересом в них участвуют.