К 30-летию Независимости Казахстана | 19 декабря 09:57

«Богатырь Комир» продолжает программу обновления

Конец девяностых – начало двухтысячных годов были сложным периодом времени для экономики всей страны. Угледобывающая компания «Богатырь Комир», как и предприятия других отраслей, испытывала дефицит финансовых средств для инвестиций в основной капитал, горнотранспортная техника не обновлялась и разрез вынужден был работать на оборудовании, закупленном еще в 70-80-ые годы. И только с 2010 года Товарищество начинает реализовывать программу поэтапного обновления основных средств.

 Уходящий 2022 год выдался особенно продуктивным. Так 9 декабря на угольном разрезе «Богатырь» был введен в эксплуатацию новый экскаватор ЭКГ-15М № 1903, производства ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова». Данная машина отлично подходит для работы в связке с самосвалами грузоподъемностью 130 тонн, ее технические характеристики позволяют хорошо отрабатывать угольный забой.

     Особенностью экскаватора является то, что при его изготовлении было учтено пожелание заказчика – компании «Богатырь Комир», оснастить машину 18-кубовым ковшом, вместо 15-кубового, что значительно увеличило производительность.

 

 

     Еще раньше, в мае этого года, был успешно сдан в работу экскаватор ЭКГ-12К. Данная модель машины также оснащена современной системой управления, позволяющей осуществлять полный контроль работы оборудования и параметров главных приводов экскаватора.

     А в общей сложности, за последние 12 лет, компанией «Богатырь Комир» приобретено 10 экскаваторов, в том числе: три ЭКГ-15, три ЭКГ-12усм, ЭКГ-10, ЭКГ-20, LIEBHERR R9250, ЭКГ-12К.

     Наряду с экскаваторами, в текущем году были введены в эксплуатацию три большегрузных самосвала Caterpillar-777Е, пять самосвалов HITACHI, в ближайшее время ожидается поступление двух самосвалов Caterpillar-785D.

     Всего же за минувшие 12 лет, включая 2022 год, предприятием приобретено: пять самосвалов Caterpillar-785С, двадцать восемь БелАЗов-7513, а общая сумма инвестиций в основной капитал превысила 350 млрд тенге, что в 2,5 раза больше размера амортизационных отчислений.

     Однако, даже это далеко не отражает весь масштаб технического перевооружения угольного производства проводимого в последние годы в «Богатырь Комир». На текущий момент основным горным оборудованием, задействованным на отгрузке угля, являются семь роторных экскаваторов СРс(К)-2000, производства немецкой фирмы TAKRAF. Старшему из экскаваторов этой серии в этом году исполнилось уже 50 лет. А стоимость нового экскаватора такой модификации составляет 35 млн евро. Для их замены реализуется проект перехода на циклично-поточную технологию (ЦПТ), активная фаза реализации которого началась в августе 2020 года.

     В ходе развернувшегося строительства был построен комплекс конвейеров общей протяженностью 11,5 километров, 4 дробилки, 2 штабелеукладчика, 2 упредительно-погрузочные машины и пункт автоматической погрузки угля в вагоны.

 

 

     15 декабря 2022 комплекс ЦПТ был запущен в опытно-промышленную эксплуатацию и первые тонны угля были отгружены новым оборудованием на ТЭЦ-2 города Астаны.

     В ходе опытно-промышленной эксплуатации ЦПТ еще предстоит длительная работа по наладке оборудования, настройке систем контроля качества и усреднения угля, взвешивания и дозировки вагонов, системы пылеподавления, а также по обеспечению взаимодействия в автоматическом режиме комплекса с роботами-тягачами и системой автоматического диспетчерского управления (АСДУ), ранее внедренной на предприятии и позволяющей в части ЦПТ создать единое информационное пространство «Экскаватор – Автосамосвал – ЦПТ»/«Машинист экскаватора – Водитель –Оператор ЦПТ – Диспетчер горный».

     Полный запуск циклично-поточного комплекса в эксплуатацию запланирован на 3 квартал 2023 года.

     Главное значение проекта ЦПТ для ТОО «Богатырь Комир» и экономики Республики Казахстан заключается в обновлении изношенного основного технологического оборудования для гарантированного снабжения углем электростанций, и обеспечения полного и рационального извлечения запасов угля с глубины 230 метров, что было бы невозможно при использовании прежней железнодорожной технологии.

Канат АЛДАБАЕВ

Фото Геннадия ДРОБЦА.