К 30-летию Независимости Казахстана | 12 марта 15:47

Даурен Керейбаев: "Цифровая трансформация шагает по миру"

Управляющий директор по цифровизации и трансформации АО «Самрук-Қазына»  в своей авторской колонке в журнале "Цифровой дайджест" рассказывает, зачем компании по всему  миру занимаются цифровой трансформацией 

 

2020 год, хотя и был во многом очень непредсказуемым и более чем нестандартным, для нас, группы компаний «Самрук-Қазына», был понятен в плане управления рисками. Мы смогли благодаря заблаговременно запущенной Программе цифровой трансформации  быстро перестроиться, адаптироваться и даже стать сильнее. Об этом мы уже говорили на конференции Digital Samruk в декабре 2020 года.

Но что делать дальше? Как развивать цифровизацию в условиях «новой реальности»? Ответ прост - нужны не только новые проекты, но местами и обновление подходов, и усиление цифровой составляющей в бизнес-процессах наших портфельных компаний.

Об этом мы и поговорим, а начать я предлагаю с последних трендов и опыта наших зарубежных коллег - пионеров цифровизации в своих странах и отраслях.

Трансформация становится необходимостью

Пандемия показала нам, что курс на цифровую трансформацию помог подготовиться компаниям к работе в условиях карантинных ограничений. И интерес к этому направлению только растет. Руководители видят положительную корреляцию между размером инвестиций в ИТ и отдачей от них и потому, в течение ближайшего года, готовы наращивать объемы инвестирования.

В Казахстане есть много примеров цифровизации в бизнесе, и лидерство здесь, безусловно, удерживает группа компаний АО «Самрук-Қазына», реализующая с 2018 года собственную Программу цифровой трансформации. Лидерство заключается, как уже отмечено выше, не только в охвате отраслей, но и эффективности реализованных проектов.

Например, зарубежом цифровизацией нефтеперерабатывающих предприятий занимаются как минимум с конца прошлого столетия. Провели такую работу и мы, завершив модернизацию трех крупнейших НПЗ Казахстана. Благодаря этому выросло качество нефтепродуктов и увеличился межремонтный период (теперь заводы реже останавливаются на ремонты), а работники получили цифровые технологии для дистанционного контроля производственных процессов.

Трансформация уже давно стала необходимостью, с которой не только нужно смириться, но и как можно быстрее использовать ее возможности. Речь идет, конечно, о новых точках роста, повышении качества продукции и услуг. В этом деле без изучения мирового опыта не обойтись – мы живем в мире, где почти вся информация открыта, потому учиться на успехах и неудачах других, чтобы становиться сильнее, проще, чем когда-либо.

И несколько примеров рядом…

Ближайшие примеры цифровой трансформации можно найти в России. Так, нефтегазовая «Газпром нефть» утвердила свою стратегию ЦТ в сентябре 2019 года. В компании решили, что «цифра» должна охватывать всю производственную цепочку – от добычи нефти и газа до продажи нефтепродуктов. Компания работает над собственными решениями с технологиями «Индустрии 4.0», например, с искусственным интеллектом и интернетом вещей.

Один из примеров – проект «Искусственный интеллект в геологоразведке», который помогает специалистам с помощью нейросетей искать дополнительные скрытые запасы нефти. Пилотный запуск проекта на Ямале показал быстрые результаты – получилось увеличить приток нефти на местном нефтепромысле.

Есть проект и в сфере продажи нефтепродуктов («Газпром нефть» – вертикально интегрированная компания). Запущенная «Геоаналитическая платформа» помогает моделировать транспортные потоки в регионах России, чтобы компания могла выбрать лучшее место для размещения автозаправочных станций.

Планы на цифровую трансформацию в этой российской компании амбициозные. Благодаря новым технологиям к 2030 году «Газпром нефть» хочет двукратно снизить сроки получения первой нефти с месторождений, ускорить на 40% реализацию крупных проектов, а также на 10% снизить расходы на управление производством.

Как и в Казахстане, в России в целом приоритет на цифровизацию. Например, объем расходов в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» до 2024 года запланирован на уровне 1,6 трлн рублей, или почти 9 трлн тенге по нынешнему курсу.

Коллеги «Қазақстан темір жолы» на российском направлении – «Российские железные дороги» – тоже занимаются цифровизацией.  

Пандемия так же, как и в других отраслях, показала РЖД важность развития цифровых сервисов – именно они помогли привлечь новых клиентов в разгар пандемии, когда транспортные потоки резко упали. Дело в том, что те, кто раньше не возил грузы железной дорогой, познакомились с новыми сервисами, которые делают проще документооборот и коммуникации, из-за чего электронные продажи стали расти. Другими словами, совершенствование цифровых сервисов стало привлекать больше людей.

… и далеко за рубежом

Активно продвигают цифровую трансформацию на Западе, в том числе и в таких, казалось бы, традиционных отраслях, как добыча нефти и газа. Компания PwC в своем  исследовании «2020 Digital Operations study for oil and gas» пишет, что руководители нефтегазовых компаний видят наибольший потенциал именно в тех технологиях, которые сочетают данные и анализ.

Они определили пять основных технологий, в числе которых системы управления производством (связывают оборудование с системой планирования ресурсов предприятия компании, чтобы сделать легче координацию операций), облачные вычисления (позволяют компании управлять большими объемами данных), энергетическая аналитика (помогает оптимизации энергопотребления и затрат компании), связь и интернет вещей (удаленный мониторинг производительности и интеграция оборудования), а также машинное обучение для анализа данных и выявления операционных закономерностей и недостатков (можно использовать для повышения эффективности, например, при профилактическом обслуживании).

Активно продвигает цифровизацию нефтегазовый гигант Chevron (участвует в консорциуме «Тенгизшевройл» в Казахстане). Еще в 2019 году эта компания объявила о сотрудничестве с компаниями Schlumberger и Microsoft для ускорения цифровой трансформации. Эти организации договорились, что будут работать вместе для ускорения разработки облачных решений и формирования полезной аналитической информации для отрасли.

Как сообщали в компании, три компании будут работать вместе над созданием приложений для Azure в когнитивной среде разведки и добычи DELFI* для Chevron. Это позволит обрабатывать, визуализировать, интерпретировать и, в конечном итоге, получать значимую информацию из нескольких источников данных.

DELFI – это масштабируемая и открытая облачная среда, которая обеспечивает «бесшовную» технологию программного обеспечения при разведке, разработке, добыче и промежуточном производстве в нефтегазе.

Сотрудничество разделено на три этапа. Первый – это развертывание Petrotechnical Suite в среде DELFI, за чем последует разработка облачных приложений в Azure и – третьим этапом – совместная разработка системы когнитивных вычислений по всей цепочке разведки и добычи. О финансовых выгодах по проекту, впрочем, не говорится.

Другой глобальный игрок нефтегазового рынка – французская компания Total – создала Digital Factory. В рамках нового проекта планировалось собрать специалистов по цифровым технологиям и экспертов из разных предприятий группы, чтобы поддержать стремление Total стать «ответственной энергетической компанией».

«Цифровая фабрика», размещенная в Париже, объединит, к примеру, разработчиков, специалистов по обработке данных, цифровых архитекторов и специалистов по гибким методам работы для совместной работы с экспертами предприятий Total. Их роль будет заключаться в разработке индивидуальных цифровых решений для дальнейшего развития деятельности Total. Синергия между разными областями знаний означает, что инновационные решения можно будет решать быстрее и с большей гибкостью.

Важной остается цифровая трансформация и для сферы логистики и транспорта. Она помогает компаниям отрасли использовать преимущества новых технологий и оставаться конкурентоспособными на рынке, который постоянно растет. По оценкам экспертов, глобальный рынок цифровой трансформации для отрасли логистики оценивался в чуть менее 55 млрд долларов в 2018 году. Но к 2025 году эта цифра может вырасти почти в три раза – до 145 млрд долларов.

Технологическая неизбежность

Цифровая трансформация – это все же возможность для многих компаний искать новые точки роста и оставаться конкурентоспособными или даже открывать новые направления работы. Актуально это и для Казахстана, где многие крупные компании, в том числе и группа компаний «Самрук-Казына», вынуждены конкурировать не только на внутреннем, но и на региональном и глобальном рынках. Для них цифровизация – уже данность и, скорее, простая технологическая неизбежность.

Некоторую часть проектов цифровой трансформации мы реализовали, ориентируясь на уже имеющийся успешный зарубежный опыт. Там постоянно появляются новые цифровые проекты, которые можно внедрять в Казахстане. Но самое главное – это наблюдение за тем, что у наших иностранных коллег получилось и, что важно, почему и как это произошло. Чтобы подтверждать лидерство «Самрук-Казына» в цифровизации Казахстана, нужно постоянно работать и это лидерство доказывать на деле.