К 30-летию Независимости Казахстана | 15 декабря 10:25

Директор GR-департамента Фонда "Самрук-Казына": работать системно, действовать на опережение

В январе 2016 года Правлением АО «ФНБ «Самрук-Қазына» была пересмотрена политика взаимодействия с государственными органами и важным решением руководства Фонда стало образование департамента по взаимодействию с правительством, «фронт-офиса» и «единого окна» взаимодействия Фонда с правительством РК и другими государственными органами. Директор департамента по взаимодействию с правительством Жанар Ашим рассказала нашему изданию о том, как выстроена работа, какой вклад вносит GR-подразделение в деятельность Фонда и какие задачи поставлены перед департаментом.

- Жанар Ашимовна, почему было принято решение о создании отдельной структуры по взаимодействию с государственными органами?

- Фонд является акционером крупных активов в ключевых отраслях экономки страны и активным участником процессов разработки, реализации и мониторинга основных государственных программ в сфере модернизации и диверсификации национальной экономики, то есть, максимально вовлечен в диалог с госорганами в рамках реализации этих направлений. Для перехода на эффективную и сбалансированную модель такого диалога требовалось сформировать команду профессионалов, обладающих практическим опытом работы с госорганами и пониманием сути деятельности Фонда в регионах присутствия и в отраслях экономики. Задачей такой структуры было стать «единым окном» для построения и систематизации эффективного взаимодействия Фонда с правительством РК и другими государственными органами. Департамент стал тем самым ключевым звеном, ответственным за правильную реализацию норм двух основных для Фонда нормативных правовых актов РК, а именно Закона РК «О Фонде национального благосостояния» и Соглашения о взаимодействии между правительством Республики Казахстан и Фондом. Хочу отметить, что Фонд стал первой организацией квазигосударственного сектора, создавшей независимую GR-структуру.

- Что было сделано в период становления департамента и его интеграции как «фронт-офиса» в основную деятельность Фонда?

- Становление Департамента происходило в 2 этапа. На первом этапе с 2016 по 2017 годы для вновь созданной структуры был сформирован функционал, основные направления деятельности и GR-подходы и тем самым осуществлен поэтапный переход на новую модель взаимодействия с государственными органами. На втором же этапе в период 2017 – 2019 годы мы провели анализ итогов перехода на новую модель. По итогам среза, были пересмотрены и актуализированы цели, и в связи с чем, произведен реинжиниринг бизнес-процессов. И начиная с 2019 года, команда приступила к исполнению актуализированных целей. Значимым итогом этой кропотливой работы стало то, что Департаментом внедрен понятный механизм коммуникаций Фонда с государственными органами в рамках Закона и Соглашения. Более того, четко разделены для Фонда полномочия правительства как акционера и регулятора посредством выработанных GR-подходов и проведения коммуникаций со структурными подразделениями Фонда и представителями государственных органов по разъяснению компетенций правительства РК и государственных органов в рамках законодательства РК. И в настоящее время выстроенное нами четкое взаимодействие является одним из действенных инструментов для повышения деловой репутации, капитализации наших компаний и установления эффективных и сбалансированных отношений с государственными органами. В целом, со дня основания департаментом как одним из основных подразделений Фонда организован и проводится комплекс конкретных мероприятий по защите и продвижению интересов.

 

 

- В текущем году произошли организационные изменения в GR-направлении, какие задачи департамента в приоритете у Акционера и топ-менеджмента Фонда?

- Да, верно. Учитывая возросшую актуальность и стратегический характер вопросов выстраивания долгосрочного, взаимовыгодного, прагматичного и эффективного взаимодействия с правительством, в текущем году принципиально важным и выверенным решением руководства Фонда было образовать отдельный директорат с учреждением новой должности управляющего директора по связям с общественность и правительством. В целях реализации новой стратегии Фонда, это, конечно же, способствует усилению GR-направления и является логическим продолжением проводимой работы по защите и продвижению интересов Фонда. И поэтому руководством Фонда перед депаратментом поставлен ряд  приоритетных задач, таких как сопровождение нормативных инициатив, мониторинг законопроектной работы, высвобождение временных ресурсов сотрудников для решения коммерческих задач Фонда. Департамент должен обеспечить организацию, мониторинг и контроль документационного обеспечения в Фонде, постоянное и системное развитие навыков и компетенций сотрудников GR-подразделений ПК и Фонда.  Изучить передовой международный опыт управления государственными активами, найти наилучшие практики построения отношений с властью.

- Жанар Ашимовна, хотелось бы остановиться на приоритетных направлениях Вашей работы. Как эта деятельность может повлиять на результаты Фонда?

- Начнем с  сопровождения проектов НПА в государственных органах. Согласно требованиям законодательства РК и ВНД Фонда, наша команда оказывает содействие и предоставление консультаций сотрудникам Фонда по нормам законодательства и регламенту госорганов, определяющим порядок и условия разработки, рассмотрения и согласования проектов НПА. Обеспечивается содействие в мониторинге процессов рассмотрения и согласования проектов НПА госорганами, выстраивание коммуникаций между Фондом и госорганами по возникающим вопросам в ходе рассмотрения проектов НПА, а также содействие в защите интересов и продвижении инициатив Фонда. При этом осуществляется участие сотрудников Департамента на всех этапах разработки и сопровождения проекта НПА. Отмечу, что ежегодно департамент обеспечивает GR-сопровождение более 15-ти проектов НПА в государственных органах. Также, мы осуществляем ежеквартальный анализ и мониторинг планируемых изменений в законы РК и концепции законопроектов, которые затрагивают деятельность или представляют интерес для Фонда. Анализ проводится через призму взаимодействия с правительством и госорганами и возможных рисков или интересов Фонда по нормам законопроектов и концепций, которые требуют внимания ответственных блоков Фонда. По итогам такого мониторинга, руководству и заинтересованным структурным подразделениям направляется соответствующий перечень с рекомендациями по дальнейшему рассмотрению каждого законопроекта и концепции, с указанием вопросов, потенциально представляющих интерес для группы Фонда. Другими словами, целью этой работы является определение влияния на деятельность Фонда и выявление заинтересованности, а также систематизация процесса нормотворчества и применение единых подходов в нормотворческой работе. Так, ежегодно мониторингом охватывается более 500 документов. К примеру, на текущий момент уже изучено более 420 документов, из которых по итогам анализа направлена информация для ознакомления руководству и заинтересованным структурным подразделениям по 18 концепциям и по 60 законопроектам.

 

 

- Это очень интересно, потому что это позволяет Фонду своевременно защищать, а равно и продвигать интересы. Вы отметили такое направление как высвобождение временных ресурсов сотрудников для решения коммерческих задач, могли бы рассказать об этом подробнее?

- Одним из примеров «разгрузки» коллег я могу привести обеспечение реализации постановления правительства РК от 31 октября 2012 года №1384. Здесь я поясню. В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о Фонде, предоставление отчетности Фондом и его группой в адрес государственных органов осуществляется путем размещения соответствующей информации на Интернет-ресурсе Фонда. В рамках реализации и соблюдения требований ППРК, Департаментом проводится консультационное сопровождение, контроль и мониторинг своевременного размещения ответственными сотрудниками Фонда форм отчетностей, а также совместная с сотрудниками ID Support работа по обеспечению госорганов беспрепятственной выгрузки форм отчётности на специальном сервере. Но для этого в 2019 году Департаментом была проведена серьезная работа по внесению изменений в ВНД Фонда и актуализирован список ответственных лиц Фонда по наполнению отчетных форм. Для оптимизации количества и форм отчетностей, с заинтересованными государственными органами проведена длительная детальная проработка и внесены изменения и дополнения в указанное постановление. И теперь Интернет-ресурс Фонда функционирует полноценно, причастные государственные органы беспрепятственно производят выгрузку необходимой им информации в рамках своей компетенции, что свидетельствует об эффективности принятых мер и реализации самого постановления. Также нашей командой на ежедневной основе проводятся рабочие переговоры, совещания и соответствующие коммуникации с сотрудниками Фонда и представителями госорганов по каждому поступившему запросу государственных органов, а также по иным возникающим вопросам в части двусторонних отношений между Фондом и государственными органами. Таким образом, реализация вышесказанных мероприятий высвобождает до 30% временных ресурсов сотрудников Фонда для повышения операционной эффективности.

- Вы также отметили такие направления, как развитие навыков и компетенций сотрудников GR-подразделений и изучение международного опыта, поиск наилучших практик построения отношений с властью. Думаю, аудитории полезно было бы узнать, как Вы справляетесь с этой важной задачей?

- Вы совершенно правильно подметили, что это очень важные задачи. Ведь успех многих крупных государственных и частных организаций зависит от эффективности их взаимоотношений с теми учреждениями, которые отвечают за государственную политику. По сути, эффективный GR требует четкого понимания практической роли заинтересованных сторон, которые наиболее важны для успеха организации. А для этого необходимо постоянно развиваться, быть в курсе актуальных трендов, разбирать и анализировать интересные кейсы. В Департамент очень часто обращаются коллеги из GR-подразделений как группы, так и других организаций квазигоссектора с просьбой о консультации и обмене опытом, в виду отсутствия на рынке как таковых специализированных курсов по нашей тематике. В этой связи, возникла острая необходимость в организации подобного рода мероприятий. Учитывая такую значимость и вовлеченность GR-подразделений, в целях выстраивания системной работы GR-подразделений группы Департаментом в течение последних трех месяцев самостоятельно разработаны и проведены для коллег вебинары, на которых достигнуто единство понимания по общим GR-подходам, по нормативной функции GR, а также по практическим инструментам диалога с правительством и государственными органами. Более того, в период с ноября 2021 года по апрель 2022 года департаментом совместно с Академией права МФЦА организована серия ежемесячных онлайн-вебинаров с общей тематикой «Эффективное взаимодействие с правительством: обмен передовым международным опытом». Для этого нами точечно для группы Фонда разработана специальная Сертификационная программа обучения, с вручением участникам обучения сертификатов. В течение ближайших шести месяцев мы рассмотрим круг практических GR-вопросов и международный опыт экспертов, на основе их эффективной деятельности и сотрудничества в государственных и частных организациях. Здесь я хотела бы особо подчеркнуть, что приглашенные сильнейшие спикеры имеют как обширный международный опыт, так и опыт работы и сотрудничества с бизнес-структурами Казахстана. В связи с чем, все вопросы будут рассмотрены в увязке с казахстанской практикой, что весьма ценно и полезно. В соответствии с договорённостью, достигнутой Фондом с Академией права МФЦА, вебинары будут проводиться на безвозмездной основе. Что касается изучение передового международного опыта управления государственными активами и поиска наилучших практик построения отношений с властью. Наряду с нашей основной работой, департаментом изучаются лучшие практики и принципы взаимодействия компаний квазигосударственного сектора с госорганами. Например, мы наблюдаем определенную схожесть практики управления госкомпаниями в Казахстане и Королевстве Норвегия. В связи с чем при прямой поддержке Посольства РК в Королевстве Норвегия департаментом совместно со структурными подразделениями Фонда проводится работа по изучению норвежского опыта. Некоторые аспекты управления госсобственностью в Норвегии могут служить интересным и полезным примером для группы Фонда. Уже сейчас коллеги выразили заинтересованность в дальнейшей коллаборации с представителями ряда квазигосударственных компаний Королевства. Работа продолжается.

- Жанар Ашимовна, большое спасибо Вам за столь информативную и полезную беседу. Совершенно точно можно сказать, что GR является неотъемлемой и важной частью любой организации, особенно такого уровня как Фонд и его группа, учитывая масштаб. В этой связи, что бы Вы, пользуясь случаем, хотели бы пожелать коллегам GR – щикам?

- Хотелось бы сказать коллегам, что проводимая нами работа бывает порой незаметна, но эффект от достигнутых результатов несет мультипликативный эффект для операционной и финансово-хозяйственной деятельности компаний как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде времени. В нашей работе важно наладить здоровый, живой диалог между всеми заинтересованными сторонами, такими как государство, местные исполнительные органы, работники компаний группы Фонда, представители бизнеса и жители регионов нашего присутствия. Для этого, конечно, нужно действовать, работать упорно и на опережение. Необходимо понимать, какие вопросы регулируются на самом верхнем уровне, а какие на уровне микроменеджмента. Нужно грамотно расставлять приоритеты и правильно выстраивать процессы для оперативного и, зачастую, превентивного решения возникших вопросов. В  этом мы  готовы оказать нужную помощь и методологическую консультацию.Только тогда можно выстроить понимание того, как наша работа может стать полезной для компании и ее работников.