Казахстанская ассоциация региональных экологических инициатив «ECOJER» предлагает ознакомиться с основными нововведениями, а также разбивкой коэффициентов, которые будут применяться к ставкам платы при исчислении суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно изменениям в Налоговом кодексе, с 1 января 2022 года бизнес будет платить только за негативное воздействие на окружающую среду. В новом Экологическом кодексе понятие «эмиссия» подразумевает исключительно выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
При этом, плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду теперь являются только операторы объектов I, II и III категорий. Остальные предприятия освобождены от уплаты. Все экологические платежи будут направляться исключительно на восстановление природы: это одно из главных новшеств Экокодекса.
Важным изменением, которое вступит в силу с 1 января 2025 года станет то, что маслихаты не будут увеличивать ставки платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ. При этом, базовые ставки увеличатся в 2 раза. Ставки платы за выбросы от сжигания попутного и природного газа не изменятся.
Если раньше бизнес платил деньги за хранение размещенных отходов, то теперь плата будет взиматься только за их захоронение. В течение определенного Экологическим кодексом срока, отходы могут временно складироваться для последующей переработки.
С 1 января 2025 года ставки платы за отходы изменятся следующим образом:
- плата за коммунальные и другие виды отходов вырастет в 2 раза. При этом сохраняются права маслихатов повышать ставки по захоронению коммунальных отходов.
- за отходы, по которым при исчислении платы учитываются свойства, предусматривается плата как за опасные и неопасные отходы;
Еще одна важная новелла Экокодекса – внедрение на предприятиях Наилучших доступных технологий (НДТ). Теперь при получении предприятием комплексного экологического разрешения с намерением внедрять НДТ, при исчислении платы будет применятся «нулевой коэффициент» - стимул для внедрения технологий по сокращению вредного влияния на экологию.
Однако, в случае не достижения показателя НДТ, данный коэффициент приобретает значение соответствующих коэффициентов, предусмотренных Налоговым кодексом, за соответствующие годы (начиная со дня получения комплексного экологического разрешения в отношении эмиссий маркерных загрязняющих веществ, по которым не достигнуты установленные технологические нормативы).
При исчислении суммы платы по объектам (где не действует комплексное экологическое разрешение), к соответствующим ставкам платы применяются следующие коэффициенты.
С 1 января 2022 года до 1 января 2025 года:
- для субъектов естественных монополий, при оказании коммунальных услуг и энергопроизводящих организаций;
- за выбросы – 0,3; сбросы – 0,43; захоронение золы и шлака – 0,05; для операторов полигона за захоронение коммунальных отходов– 0,2.
По объектам из перечня пятидесяти объектов I категории (которые в скором времени будут утверждены Правительством РК) если они являются субъектами естественных монополий (при оказании коммунальных услуг) и энергопроизводящими организациями (при производстве электроэнергии):
- с 2025 года до 2028 года: за выбросы ЗВ – 0,6; сбросы ЗВ – 0,86; захоронение золы и шлака – 0,1;
- с 2028 года – до 2031 года: за выбросы ЗВ – 1,2; сбросы ЗВ – 1,72; захоронение золы и шлака – 0,2;
- с 2031 года: за выбросы ЗВ – 2,4; сбросы ЗВ – 3,44; захоронение золы и шлака – 0,4;
По объектам из перечня пятидесяти объектов I категории (которые в скором времени будут утверждены Правительством РК) за исключением субъектов естественных монополий (при оказании коммунальных услуг) и энергопроизводящих организаций (при производстве электроэнергии):
- с 2025 года до 2028 года: по всем видам воздействий на ОС (за исключением передвижных источников) – коэффициент 2;
- с 2028 года до 2031 года: по всем видам воздействий на ОС (за исключением передвижных источников) – коэффициент 4;
- с 2031 года: по всем видам воздействий на ОС (за исключением передвижных источников) – коэффициент 8.
По объектам I категории, не включенных в перечень пятидесяти объектов и ЯВЛЯЮЩИМИСЯ субъектами естественных монополии (при оказании коммунальных услуг) и энергопроизводящими организациями (при производстве электроэнергии):
- с 2025 года до 2028 года: за выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) – 0,3; сбросы ЗВ – 0,43; захоронение золы и шлака – 0,05;
- с 2028 года до 2031 года: за выбросы ЗВ – 0,3; сбросы ЗВ – 0,43; захоронение золы и шлака – 0,05;
- с 2031 года до 2034 года: за выбросы ЗВ – 0,6; сбросы ЗВ – 0,86; захоронение золы и шлака – 0,1;
- с 2034 года до 2037 года: за выбросы ЗВ – 1,2; сбросы ЗВ – 0,72; захоронение золы и шлака – 0,2.
- с 2037 года: ЗВ – 2,4; сбросы ЗВ – 3,44; захоронение золы и шлака – 0,4.
По объектам II и III категории являющимися субъектами естественных монополии (при оказании коммунальных услуг) и энергопроизводящими организациями (при производстве электроэнергии):
- с 2031 года: за выбросы ЗВ – 0,3; сбросы ЗВ – 0,43; захоронение золы и шлака – 0,05.
По объектам I категории, не включенных в перечень пятидесяти объектов и НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ субъектами естественных монополии (по оказанию коммунальных услуг) и энергопроизводящими организациями (по производству электроэнергии):
- с 2031 года до 2034 года: по всем видам воздействий на ОС (за исключением передвижных источников) - 2;
- с 2034 года до 2037 года: по всем видам воздействий на ОС (за исключением передвижных источников) – 4;
- с 2037 года: по всем видам воздействий на ОС (за исключением передвижных источников) – 8.
По объектам I категории, не включенных в перечень пятидесяти объектов и ЯВЛЯЮЩИМИСЯ операторами полигонов коммунальных отходов:
- с 2025 года до 2031 года: с учетом повышения маслихатом ставки платы – 0,2;
- с 2031 года до 2034 года: с учетом повышения маслихатом ставки платы – 0,4;
- с 2034 года до 2037 года: с учетом повышения маслихатом ставки платы – 0,8;
- с 2037 года: с учетом повышения маслихатом ставки платы – 1,6.
По объектам II и III категории, являющимися операторами полигонов коммунальных отходов:
- с 2031 года: с учетом повышения маслихатом ставки платы – 0,2.