По мнению эксперта, «прямыми последствиями этого инцидента являются значительное повышение стоимости страховки морских перевозок, волатильность цен на энергоносители, изменение маршрутов кораблей, и соответственно, рост цен на комплектующие и другие товарные группы».
«Несмотря на кажущуюся отдаленность происходящих событий, они напрямую влияют на экономику Казахстана и дают возможность еще глубже пересмотреть наш торгово-транзитный потенциал», - считает глава «Хоргоса».
Суэцкий канал завязывает на себя около 12% мировой торговли. Этот инцидент заставил задуматься поставщиков товаров в Европу о существующих рисках, учитывая ежегодное увеличение товарооборота, количества и размера судов, а также трафика в Суэцком канале и без искусственного «тромба». По мнению эксперта, многие из поставщиков уже рассматривают осуществление поставок «южным маршрутом», - через дугу африканского континента, - вопреки финансовым расходам, рискам, связанным с погодными условиями, нападением пиратов и др.
«В свете этого все отдельные страны хотят перетянуть «кусок пирога» международного товаропотока в свою пользу. Так, Россия предлагает активизировать «северный путь», несмотря на сложности прохождения судов через Арктику. Наши среднеазиатские соседи активно двигают строительство железных дорог в целях переключения части «китайского» трафика на свою территорию. Тут-то и актуализируется вопрос полноценного пересмотра транзитного потенциала Казахстана, товаропроводящих возможностей нашей страны», - констатирует Динмухамед Абсаттаров.
Он обратил внимание на то, что китайские власти почти 10 лет назад анонсировали инициативу «Пояс и Путь», в которой наша Республика играет ключевую роль («Пояс» – сухопутные перевозки, «Путь» – морские).
Через мировой океан осуществляется 90% внешней торговли КНР, которая в 2020 году составила 5 трлн. долл. КНР морем поставляет в Европу более 300 млн. тонн груза на сумму более 384 млрд. евро (общий оборот 586 млрд. евро).
«Только вдумайтесь, переключение хотя бы 5% этого объема на сухопутный транспорт увеличит в четыре раза существующие объемы перевозок из КНР через Казахстан. А это вполне реально!!! Для этих целей и реализуется Программа «Пояс и Путь», для этого и строятся высокоскоростные ж/д- и авто магистрали из промышленных западных районов КНР в направлении западных, с этой задумкой форсировано идет развитие СУАР», - указывает эксперт.
Динмухамед Абсаттаров обратил внимание, что в Послании народу Казахстана в сентябре 2020 года президент Токаев К.К. призвал максимально использовать на благо страны большие возможности, связанные с участием РК в ЕАЭС и проекте «Пояс и Путь».
«Морем конечно дешевле, но и дольше. К примеру, через тот же Суэцкий маршрут товары из Китая идут в ЕС до 40 дней, если через африканскую дугу, то еще больше. Через РК – за 7 дней. Высшее преимущество сухопутного маршрута через Казахстан – это скорость», - считает эксперт.
По его мнению, «Казахстану стоит серьезным образом задуматься над происходящими трендами в мире, где возникающие проблемы можно выгодно использовать в нашу пользу».
«Нужно принять стратегию и концепцию развития общего «Хоргосского узла», над которой мы в последнее время активно работаем, и как полученный результат могу сказать, что потенциал у нас просто огромнейший. Но, одного только развития объединенного торгово-транзитного хаба на восточных границах РК недостаточно. К этой стратегии нужно интегрировать всю транспортную политику Казахстана, программу развития торговли, карту развития портов, снять все законодательные и административные барьеры, мешающие работать в режиме свободной торговли. А их, как показывает практика, не мало», - поясняет экспер.
По его мнению, «это не только работа одного или двух ведомств», и цель предполагает скоординированную работу всех основных министерств и организаций.
«Одно ясно, что постулат Казахстана должен соответствовать девизу современного бизнеса – «дешевле, быстро и удобно», - резюмировал Динмухамед Абсаттаров.