"О покупке нового автомобиля я задумался осенью. Поскольку он был предназначен не для семейного пользования, то решил, что он должен быть компактным и не очень дорогим как по цене, так и в эксплуатации. На тот момент я вел проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии, и, связав все эти факторы, остановил свой взгляд на Smart fortwo ED", – задал тон разговору Даурен Сагидулла.
К покупке машины наш герой подошел весьма основательно. Для начала он изучил рынок. В Казахстане необходимой модели не оказалось, и Даурен Сагидулла стал штудировать российские сайты. Попытка удалась – желаемый аппарат нашелся. После этого он через WhatsАpp обратился к участникам Ассоциации возобновляемой энергетики Казахстана.
"Я написал, что хочу приобрести электромобиль, попросил поделиться мнениями по этому поводу, практическими советами. К сожалению, владельцев подобных "экземпляров" в чате не оказалось, но нашлись доброжелатели, которые помогли связаться с людьми, занимающимися ввозом в Казахстан Tesla", – рассказал собеседник.
Эксперты посоветовали нашему герою обратиться в органы дорожной полиции и уточнить, во сколько обойдется постановка на учет автомобиля данного класса. Последовав наставлению, он выяснил, что эта сумма составляет 400 МРП, или почти 20% от стоимости машины.
"Весь процесс – это размышление, поиск, определение, обсуждение деталей с продавцом – занял порядка двух месяцев. Поскольку у машины небольшой запас хода и преодолеть самостоятельно расстояние от Омска до Астаны было сложно, пришлось решать вопрос с доставкой", – пояснил Даурен Сагидулла.
Собеседник признался, что немного разочаровался, когда впервые увидел свой автомобиль – он был грязным, весь в снегу. Но когда его помыли, привели в надлежащий вид, это чувство ушло.
"Для меня покупка Smart-автомобиля – большой эксперимент. Я не просто решился на покупку накануне зимы, мне было важно протестировать его возможности, узнать, насколько он приспособлен к нашим погодным условиям", – отметил собеседник.
По словам Даурена Сагидуллы, за этим опытом внимательно следит не только он сам, записывая различные данные и показатели в блокнот, но и его коллеги, друзья и родственники.
"Они все с особым вниманием наблюдают за мной и моим авто, интересуются особенностями эксплуатации, плюсами и минусами", – сказал собеседник.
Плюсы и минусыРасспросить о достоинствах и недостатках этого "умного" аппарата решили и мы. Даурен Сагидулла отметил, что сильными сторонами автомобиля являются комфортность, безопасность, морозоустойчивость и экономичность. Начнем с первого. Несмотря на свою внешнюю компактность, внутри достаточно много места. Не разочаровывает, по словам собеседника, и уровень безопасности автомобиля. Благодаря своему весу в 900 килограммов он легко держит дорогу.
"Я смотрел ролик краш-теста двух машин: MercedesBenz C-класса и Smart, которые являются творениями одной автомобилестроительной компании. По итогам эксперимента эксперты заключили, что шансы на выживание в равной степени имеют оба водителя", – сказал наш герой.
Морозоустойчивость. Это один из главных плюсов машины на электротяге, убежден собеседник. Даже в лютые морозы, которые недавно окутали столицу, она достойно показывала себя – всегда легко и быстро заводилась.
Выразил наш герой мнение и по поводу экономичности своего транспортного средства.
"Отнести Smart к числу бюджетных автомобилей сложно. Однако такая покупка легко оправдывает себя в период эксплуатации. Во-первых, стоимость одного километра пробега колеблется от 2,5 до 3 тенге в зависимости от времени года. Во-вторых, машина не требует замены масла, ремонта двигателя – его просто нет. В-третьих, мойка. Из-за "миниатюрности" авто она обходится мне всего в 500 тенге", – отметил автолюбитель.
Есть у этого экземпляра и недостатки. Но для нашего героя с его образом жизни они незначительны. В числе основных "минусов": небольшой запас хода, батареи и недостаточное количество электрозаправок в городе. Пойдем по порядку.
"Сейчас одного полного заряда батарей в среднем хватает на 95-125 километров, все зависит от манеры езды и предпочитаемой скорости. То есть такая машина рассчитана лишь для передвижения по городу. Я, например, езжу на ней на работу и обратно, на тренировки. Но, насколько я знаю, компания производитель уже решила эту проблему, увеличив запас хода", – пояснил Даурен Сагидулла, перейдя к следующему недостатку.
Он добавил, что у батарей, которые являются "сердцем" машины, есть ежегодная потеря емкости. Она составляет около 1-2%. Кроме этого, зимой они садятся примерно на 30% быстрее.
По мнению собеседника, сейчас в Астане очень мало специальных электрозаправок. Но он уверен, что со временем, когда подобные автомобили получат массовую популярность, эта ситуация изменится.
Кому подойдет?Собеседник отметил, что многие из его окружения, увидев Smart-автомобиль в действии, задумались об аналогичной покупке. Его коллега даже уже начал поиск. Однако далеко не всем подойдет такой транспорт, убежден Даурен Сагидулла.
"Я где-то читал, что типичный портрет владельца Smart – неуравновешенный электрик, который работает в центре большого города, считает деньги, любит гаджеты, заботится об экологии и точно знает, есть ли в его розетке заземление. Мое мнение, что пересесть на такую машину может неординарный человек, готовый к вниманию, причем к разным формам его проявления: кто-то, увидев на дороге такое миниатюрное авто, проявляет чрезмерную вежливость, пропускает, кто-то, напротив, ведет себя очень агрессивно, не считает его за транспорт", – сказал собеседник.
По его мнению, чтобы повысить статус и популярность Smart-автомобилей – экологически чистого транспорта в столице, необходимо ввести преференции, например, предусмотреть для них отдельные парковочные места. Кроме этого, важно создать льготные условия при их ввозе, растаможке и постановке на учет. "Идеально, если к этому "движению" примкнут не только частные лица, но и общественный транспорт. Ночью его можно легко заряжать, а утром выпускать в рейс. Китай имеет положительный опыт в этом направлении, почему бы нам не попробовать", – заключил собеседник.
Действительно, а почему бы и нет?