К 30-летию Независимости Казахстана | 15 февраля 09:18

Электромобиль SMART – стоит ли игра свеч?

В то время как на мировом рынке "электромобильная вечеринка" уже вовсю идет, в Казахстане она только начинается. Лишь единичные автолюбители отдают предпочтение таким экземплярам. Почему? За ответом на этот вопрос мы обратились к сотруднику "Самрук-Энерго", обладателю двухместного Smart fortwo Electric Drive Даурену Сагидулле.

От идеи до покупки

"О покупке нового автомобиля я задумался осенью. Поскольку он был предназначен не для семейного пользования, то решил, что он должен быть компактным и не очень дорогим как по цене, так и в эксплуатации. На тот момент я вел проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии, и, связав все эти факторы, остановил свой взгляд на Smart fortwo ED", – задал тон разговору Даурен Сагидулла.

К покупке машины наш герой подошел весьма основательно. Для начала он изучил рынок. В Казахстане необходимой модели не оказалось, и Даурен Сагидулла стал штудировать российские сайты. Попытка удалась – желаемый аппарат нашелся. После этого он через WhatsАpp обратился к участникам Ассоциации возобновляемой энергетики Казахстана.

"Я написал, что хочу приобрести электромобиль, попросил поделиться мнениями по этому поводу, практическими советами. К сожалению, владельцев подобных "экземпляров" в чате не оказалось, но нашлись доброжелатели, которые помогли связаться с людьми, занимающимися ввозом в Казахстан Tesla", – рассказал собеседник.

 

Фото SK NEWS

Эксперты посоветовали нашему герою обратиться в органы дорожной полиции и уточнить, во сколько обойдется постановка на учет автомобиля данного класса. Последовав наставлению, он выяснил, что эта сумма составляет 400 МРП, или почти 20% от стоимости машины.

"Весь процесс – это размышление, поиск, определение, обсуждение деталей с продавцом – занял порядка двух месяцев. Поскольку у машины небольшой запас хода и преодолеть самостоятельно расстояние от Омска до Астаны было сложно, пришлось решать вопрос с доставкой", – пояснил Даурен Сагидулла.

Собеседник признался, что немного разочаровался, когда впервые увидел свой автомобиль – он был грязным, весь в снегу. Но когда его помыли, привели в надлежащий вид, это чувство ушло.

"Для меня покупка Smart-автомобиля – большой эксперимент. Я не просто решился на покупку накануне зимы, мне было важно протестировать его возможности, узнать, насколько он приспособлен к нашим погодным условиям", – отметил собеседник.

По словам Даурена Сагидуллы, за этим опытом внимательно следит не только он сам, записывая различные данные и показатели в блокнот, но и его коллеги, друзья и родственники.

"Они все с особым вниманием наблюдают за мной и моим авто, интересуются особенностями эксплуатации, плюсами и минусами", – сказал собеседник.

Плюсы и минусы

Расспросить о достоинствах и недостатках этого "умного" аппарата решили и мы. Даурен Сагидулла отметил, что сильными сторонами автомобиля являются комфортность, безопасность, морозоустойчивость и экономичность. Начнем с первого. Несмотря на свою внешнюю компактность, внутри достаточно много места. Не разочаровывает, по словам собеседника, и уровень безопасности автомобиля. Благодаря своему весу в 900 килограммов он легко держит дорогу.

Фото SK NEWS

"Я смотрел ролик краш-теста двух машин: MercedesBenz C-класса и Smart, которые являются творениями одной автомобилестроительной компании. По итогам эксперимента эксперты заключили, что шансы на выживание в равной степени имеют оба водителя", – сказал наш герой.

Морозоустойчивость. Это один из главных плюсов машины на электротяге, убежден собеседник. Даже в лютые морозы, которые недавно окутали столицу, она достойно показывала себя – всегда легко и быстро заводилась.

Выразил наш герой мнение и по поводу экономичности своего транспортного средства.

"Отнести Smart к числу бюджетных автомобилей сложно. Однако такая покупка легко оправдывает себя в период эксплуатации. Во-первых, стоимость одного километра пробега колеблется от 2,5 до 3 тенге в зависимости от времени года. Во-вторых, машина не требует замены масла, ремонта двигателя – его просто нет. В-третьих, мойка. Из-за "миниатюрности" авто она обходится мне всего в 500 тенге", – отметил автолюбитель. 

Фото SK NEWS

Есть у этого экземпляра и недостатки. Но для нашего героя с его образом жизни они незначительны. В числе основных "минусов": небольшой запас хода, батареи и недостаточное количество электрозаправок в городе. Пойдем по порядку.

"Сейчас одного полного заряда батарей в среднем хватает на 95-125 километров, все зависит от манеры езды и предпочитаемой скорости. То есть такая машина рассчитана лишь для передвижения по городу. Я, например, езжу на ней на работу и обратно, на тренировки. Но, насколько я знаю, компания производитель уже решила эту проблему, увеличив запас хода", – пояснил Даурен Сагидулла, перейдя к следующему недостатку.

Фото SK NEWS

Он добавил, что у батарей, которые являются "сердцем" машины, есть ежегодная потеря емкости. Она составляет около 1-2%. Кроме этого, зимой они садятся примерно на 30% быстрее.

По мнению собеседника, сейчас в Астане очень мало специальных электрозаправок. Но он уверен, что со временем, когда подобные автомобили получат массовую популярность, эта ситуация изменится.

Кому подойдет?

Собеседник отметил, что многие из его окружения, увидев Smart-автомобиль в действии, задумались об аналогичной покупке. Его коллега даже уже начал поиск. Однако далеко не всем подойдет такой транспорт, убежден Даурен Сагидулла.

"Я где-то читал, что типичный портрет владельца Smart – неуравновешенный электрик, который работает в центре большого города, считает деньги, любит гаджеты, заботится об экологии и точно знает, есть ли в его розетке заземление. Мое мнение, что пересесть на такую машину может неординарный человек, готовый к вниманию, причем к разным формам его проявления: кто-то, увидев на дороге такое миниатюрное авто, проявляет чрезмерную вежливость, пропускает, кто-то, напротив, ведет себя очень агрессивно, не считает его за транспорт", – сказал собеседник.

Фото SK NEWS

По его мнению, чтобы повысить статус и популярность Smart-автомобилей – экологически чистого транспорта в столице, необходимо ввести преференции, например, предусмотреть для них отдельные парковочные места. Кроме этого, важно создать льготные условия при их ввозе, растаможке и постановке на учет. "Идеально, если к этому "движению" примкнут не только частные лица, но и общественный транспорт. Ночью его можно легко заряжать, а утром выпускать в рейс. Китай имеет положительный опыт в этом направлении, почему бы нам не попробовать", – заключил собеседник.

Действительно, а почему бы и нет?