На данный момент в Казахстане почти 25 тысяч километров дорог республиканского значения. По словам Алипова, для их содержания требуются "очень большие инвестиции и много техники". Он отметил, что в этом году на обслуживание дорог требуется 46 миллиардов тенге. Однако из республиканского бюджета на эти цели выделили лишь 18 миллиардов.
"Из-за нехватки денег мы опаздываем со своевременным содержанием дорог. Есть большие риски, что мы можем быстро "потерять" автотрассы, которые построили. Ведь любой товар, к примеру машина, без своевременного обслуживания теряет свое качество, и производитель снимет гарантию. С дорогами точно так же: своевременно нужно чистить снег.
Самый первый враг для дороги - это вода. Поэтому весной своевременно нужно отвести воду, чтобы влага не попадала в тело дорожной насыпи. Бывают трещины и швы, которые тоже нужно своевременно заливать, чтобы вода туда не попадала", - пояснил Алипов.
По его словам, для автотрасс существуют свои межремонтные сроки. К примеру, каждые пять лет необходимо обновлять дорожное покрытие, то есть наносить слой износа. Также каждые 15 лет нужно проводить капитальный ремонт. Сюда входит замена конструкции дорожной одежды, ликвидация просадки дороги и другие виды работ. Однако из-за нехватки средств эти сроки не сохраняются, отметил председатель нацкомпании.
"У нас сейчас больше денег выделяется на строительство и реконструкцию. А вот именно ремонтные работы отстают. Потому что капитальный, средний и текущий ремонт, а также содержание дорог сидят в одной программе. И эта же программа финансируется по остаточному принципу. А на другую программу по строительству новых дорог деньги выделяют хорошо", - добавил Улан Алипов.
Он сообщил, что к содержанию дорог "надо отнестись особенно: сданные в эксплуатацию трассы нужно своевременно содержать и ремонтировать".
"Содержание дорог - большая проблема, поэтому мы внедряем платные дороги, чтобы перекрыть нехватку средств. На данный момент полноценно работают четыре платные трассы: Нур-Султан - Щучинск, Нур-Султан - Темиртау, Алматы - Хоргос и Алматы - Капшагай. Сборы на этих дорогах уходят на их обслуживание, они сами себя обеспечивают", - сказал Алипов.
По его словам, во всем мире дороги обслуживают частные компании. В соседней России это практикуется больше пяти лет.
"То, что на дорогах в зарубежных странах в течение 50-100 лет ничего не происходит, это из области фантастики, наверное. Если ничего не делать и содержать эту дорогу, то она даже пять лет не будет держаться. В любой стране - и в Европе, и в Америке - всегда делаются ремонтные работы и уход за дорогой. Там особенное внимание уделяют межремонтным срокам.
В Казахстане на содержание трасс самые минимальные расценки, если сравнить с другими странами", - подытожил Улан Алипов.
За обслуживание автотрасс в Казахстане отвечает компания "Казахавтодор", которая недавно перешла в частные руки.
"Мы просили выделить деньги для нормального содержания дорог. Так как это большие расходы, правительство решило отдать "Казахавтодор" в доверительное управление. Частная компания "Арай Ойл" теперь инвестирует деньги в "Казахавтодор" с последующим выкупом.
После этого мы перешли на метод бездефектного содержания автодорог. Мы выплачиваем деньги в конце месяца, когда компания выполнит все требования по содержанию дорог. За выполнение всех работ ставится оценка, на которую и будет ориентирована выплата за проделанную работу", - рассказал председатель нацкомпании.
Напомним, в 2021 году еще 18 республиканских трасс станут платными. В тестовом режиме уже заработали автодороги Шымкент - граница Узбекистана (на Ташкент), Уральск - граница России (на Саратов), Уральск - граница России (на Самару), Актобе - граница России (на Оренбург), Щучинск - Петропавловск.
С полным списком можете ознакомиться здесь.