"Передать государственные доли участия в товариществах с ограниченной ответственностью «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» и «АЭС Шульбинская ГЭС» в оплату акций акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» при условии получения положительного отраслевого заключения уполномоченного органа соответствующей отрасли, согласованного с органами национальной безопасности", - значится в тексте документа.
Комитету государственного имущества и приватизации Минфина, министерствам энергетики, национальной экономики РК, совместно с фондом «Самрук-Қазына» поручено принять меры, необходимые для реализации настоящего постановления.
Государство поставило точку в затянувшейся истории мытарства двух крупнейших советских ГЭС в Казахстане. Более 40% гидростанций, сконцентрированных на востоке Казахстана на реке Иртыш, были построены в советский период. В их числе, первая из Иртышского каскада - Усть-Каменогорская ГЭС. Известно, что некоторое время Председатель Совета Министров Советского Союза Георгий Маленков был здесь директором.
Проектирование и строительство этой гидростанции началось в 1939 году, однако из-за Великой Отечественной войны первая турбина была введена в эксплуатацию только в декабре 1952 года. Трудные послевоенные годы стали причиной тому, что ГЭС вышла на проектную мощность только в 1959 году, оставшиеся три турбины были введены соответственно в июне 1953, декабре 1953 и ноябре 1959 года.
Усть-Каменогорская ТЭЦ электрической мощностью 372,5 МВт и тепловой мощностью 881,7 Гкал/ч – один из крупнейших производителей электроэнергии в Восточно-Казахстанской области.
Проектирование Шульбинской ГЭС было начато в 1954-58 годах на основе «Схемы энергетического использования р. Иртыш». Строительство гидроэлектростанции было начато в 1976 году, пуск первого гидроагрегата состоялся 23 декабря 1987 года, последний гидроагрегат пущен 19 декабря 1994 года. Конструкция станции предусматривает строительство второй очереди, однако, по ряду причин, проект не был реализован.
Шульбинская ГЭС располагается в среднем течении реки Иртыш, в 70 км выше города Семей. Строительство гидроэлектростанции было начато в 1976 году, первый гидроагрегат запущен в промышленную эксплуатацию 23 декабря 1987 года, последний из шести гидроагрегатов введен в работу 19 декабря 1994 года. Шесть отдельных турбин, способны выдавать до 702 МВт мощности и вырабатывать 1,66 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год.
В июле1997 года между Компанией «AES Сантри Пауэр Лимитед» (США) и Республикой Казахстан был подписан договор о купле-продаже четырех энергопроизводящих компаний и предоставления в концессию активов двух гидроэлектрокомпаний (Шульбинская ГЭС, Усть-Каменогорская ГЭС) сроком на 20 лет.
Однако, вопреки условиям концессионного соглашения, американская компания не проводила техническую модернизацию энергостанций, ограничиваясь плановыми и косметическими ремонтами. Более того, в деятельности компании были выявленные значительные финансовые и антимонопольные нарушения (манипуляции со средствами, вырученными от потребителей, использование цепи посреднических компаний для реализации электроэнергии, незаконные выплаты руководству компании, невыплата налогов и т.д.). Руководитель AES-Kazakhstan Гарри Левезли был обвинен в нарушениях налогового законодательства.
За годы хозяйствования AES износ ГЭС, электрических сетей и подстанций был доведен до критического уровня. При этом велась жесткая политика в отношении тех населения, учреждений и субъектов МСБ, не успевавших погашать долги по возрастающим тарифам компании. В Усть-Каменогорске без электричества оказалась больница скорой медпомощи, в Семипалатинске – детская больница и роддом. Из-за финансовых споров энергокомпания AES обесточивала семипалатинский «Водоканал», оставляя без воды социально значимые объекты.
Головная корпорация AES, выдав кредит аффилированным казахстанским энергопредприятиям под 35% годовых, сделала их деятельность убыточной при высоких тарифах. И поскольку в этом регионе Казахстана сконцентрированы основные промышленные предприятия республики, которые потребляют до 80% вырабатываемой электроэнергии, несложно представить негативные последствия такого шага. Многие предприятия из-за возросших тарифов были поставлены на грань выживания.
В 2015 году государство инициировало процесс прекращения концессионного договора, дело рассматривалось в арбитраже. В октябре 2017 года AES Corporation была вынуждена вернуть в собственность Казахстана Усть-Каменогорскую и Шульбинскую ГЭС в связи с истечением срока действия концессионного договора. Год спустя выяснилось, что американская компания в период с 2013 по 2015 годы вывела на свои зарубежные счета 25 млрд. тенге, а с 2015 по 2017 годы - 22 млрд. тенге, о чем официально сообщил заместитель генерального прокурора РК Андрей Лукин.
Стопроцентные доли участия в двух концессионных объектах – ТОО «AES Усть-Каменогорская ГЭС» и ТОО «AES Шульбинская ГЭС» были приняты в республиканскую собственность Комитетом по госимуществу.
В середине 2021 года обе ГЭС вошли в государственный перечень объектов, подлежащих приватизации в приоритетном порядке и передаче в конкурентную среду. А в октябре того же года была подписана Совместная декларации Правительства Республики Казахстан и Правительства Объединенных Арабских Эмиратов «О создании долгосрочного стратегического партнерства для развития проектов в приоритетных отраслях».
«Стороны признают, что правительство Республики Казахстан намерено осуществить прямую адресную продажу до 100% государственных долей участия в уставном капитале ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» и ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» консорциуму инвесторов Абу-Даби и казахстанских инвесторов», - отдельным пунктом указывалось в этом документе.
Бывший вице-министр энергетики Мурат Журебеков в интервью информагентству Sputnik заявил, что ведется подготовка к приватизации ГЭС и оценка активов. Параллельно, группа депутатов Парламента выступила с информационной кампанией против передачи Усть-Каменогорской и Шульбинской гидроэлектростанций зарубежным инвесторам.
«Работа обеих ГЭС напрямую связана с накоплением и сохранением водных запасов, биологического баланса природных богатств реки Иртыш и прибрежных районов. От них зависит как жизнеобеспечение городов, так и цена на электрическую энергию», - заявил в своем запросе депутат Мажилиса Сергей Решетников.
Депутаты посчитали, что приватизация таких объектов частниками позволит бизнесменам диктовать населению свои тарифы. Также они озвучили сомнения, что активная эксплуатация ГЭС приведет к тому, что инвестор сконцентрирует усилия на извлечении выгоды, оставив без внимания вопросы безопасности плотин. Между тем, даже теоретически, предполагаемый прорыв плотины на Иртыше приведет к серьезным последствиям для региона. В зоне затопления может оказаться даже областной центр.
В марте 2022 года Министерство энергетики РК изменило позицию: было заявлено, что ГЭС не подлежат приватизации, так как являются стратегическими объектами.
Теперь Усть-Каменогорская и Шульбинская ГЭС окончательно вошли в состав компаний группы Фонда «Самрук-Казына».