Железнодорожный транзит по территории Казахстана растет год от года, в 2022 году он составил почти 25 млн тонн и более миллиона двадцатифутовых эквивалентов, в которых измеряются контейнерные грузы, к 2025 году эта цифра прогнозируется на уровне 30 млн тонн, а к 2030 году – до 35.
Учитывая географическое положение и серьезный потенциал, Казахстанским проектам модернизации и строительства ж\д путей присвоен статус приоритетных среди проектов ЕАЭС. В результате модернизации Республика рассчитывает на увеличение грузоперевозок по своей территории с 6 до 10 сон тонн в год уже к 2027 году. Но на это придется потратить почти $2 млрд.
Но дело того стоит, потому что потребность в перевозках будет только расти. Из России в Индию через Казахстан, Туркмению и Иран (транспортный коридор «Север – Юг») уже поехал экспресс, нагруженный овсяными хлопьями. По заявлению «РЖД Логистика» уже в ближайшие несколько лет по этому маршруту будет перевозиться до 100 тысяч тонн в год. Исходя из этих прогнозов, Иран, Россия, Казахстан и Туркменистан согласовали программу развития восточного маршрута МТК «Север – Юг» на 2024–2025 гг. с целью увеличить объемы перевозимых грузов до 15 млн тонн в год к 2027 г. и до 20 млн тонн к 2030 г. О подписании Дорожной карты проекта недавно заявили в Министерстве транспорта Казахстана.