К 30-летию Независимости Казахстана | 07 декабря 10:50

Худший из энергетических кризисов в Европе еще не закончился – эксперт Bloomberg

«Несколько градусов по Цельсию — это все, что стоит на пути региональных отключений. А холодный сезон только начался», - считает эксперт Bloomberg Хавьер Блас.

«Думаю, что мы все должны скептически относиться к появившемуся нарративу, который говорит, что «худшее уже позади», - считает эксперт.

Эксперт отмечает, что цены на энергоносители, безусловно, сильно упали за последние три месяца. Цены на природный газ снизились примерно до 135 евро (141,14 доллара США) с пика в 350 евро, установленного в августе. Цены на электроэнергию в Европе за тот же период снизились более чем вдвое.

Европе удалось нарастить свои запасы газа «почти до краев резервуаров хранилищ», а один из самых теплых осенних сезонов за всю историю наблюдений значительно снизил потребление, отмечает эксперт, но в то же время констатирует, что европейские цены на природный газ упали, после своего кратковременного рекордного всплеска в августе, «но остаются примерно в семь раз выше, чем исторически».

«Даже после падения газ сегодня в семь раз дороже, чем в период 2000-2020 годов; электроэнергии в десять раз больше. Кумулятивный эффект тоже имеет значение. Дело не только в том, насколько растут цены идут, но и в том, как долго они остаются высокими. Похоже, период высоких цен сегодня продлится недолго», - размышляет Хавьер Блас.

В то же время он отмечает, что холодный сезон только начался. Метеорологическая зима началась 1 декабря, но астрономическая зима не начинается до 21 декабря, и впереди более ста самых холодных дней в году.

«Проблема в том, что энергетические рынки настолько напряжены, что всего несколько градусов по Цельсию или несколько безветренных дней отделяют Европу, от угрозы отключения электроэнергии», - предостерегает эксперт. – «И, хотя газ стал символом энергетического кризиса, после того, как Россия прекратила поставки, меня по-прежнему больше беспокоит электричество».

 

Хавьер Бласс, фото из открытых источников.

Эксперт считает, что по-прежнему существует значительный риск того, что потребителей попросят снизить спрос. Локальные отключения электроэнергии остаются весьма вероятными, особенно во Франции, Финляндии, Ирландии и Швеции. В своем зимнем прогнозе, опубликованном на прошлой неделе, Ассоциация европейских электросетевых компаний, заявила: «Ситуация этой зимой критическая, но управляемая».

«Но это не похоже на то, что «худшее уже позади», - указывает эксперт.

На прошлой неделе также был сделан предварительный обзор того, как кризис может развиваться в ближайшие месяцы. По всей Европе ветер почти прекратился, заставив энергосистемы больше полагаться на газовые электростанции, а в Германии — на уголь. В прошлом французская атомная промышленность активизировалась, экспортируя электроэнергию для всех.

 

Ветроэнергостанции в Германии. Фото из открытых источников.

«Но Франция сама импортировала много электроэнергии, так как многие из ее реакторов были остановлены на ремонт, что еще больше сжимало рынок. В результате выросли цены на электроэнергию. В скандинавском регионе средняя недельная цена выросла до 318 евро за МВтч, что стало третьим по величине недельным показателем за всю историю», - пишет Хавьер Бласс.

Средненедельные оптовые цены на электроэнергию выросли в скандинавском регионе выше 300 евро за мегаватт-час, что является третьим по величине уровнем за всю историю наблюдений.

Слабый ветер не питает ветроэнергетические станции, и Германия запустила свои угольные ТЭС, которые в отдельные периоды производили 40% электроэнергии страны, выбрасывая в атмосферу столько же вредных веществ, сколько зависимые от угля Индия и Южная Африка.

«Если ничего не сломалось, то только потому, что было не особенно холодно», - считает эксперт.

Самый страшный сценарий — это то, что профессионалы в области энергетики в Германии называют Dunkelflaute («темная депрессия», период с небольшим количеством солнечной и ветровой электроэнергии и высоким спросом из-за низких температур). «Если Dunkelflaute обрушится на Европу — а некоторые трейдеры и метеорологи считают, что на этой или следующей неделе он может произойти с большой долей вероятности, — у региона возникнут проблемы. Сетевые операторы, вероятно, попросят потребителей сократить потребление, чтобы избежать отключений электроэнергии», - продолжает Хавьер Бласс.

Есть еще две причины, вызывающие беспокойство эксперта.

 

Иллюстративное фото из открытых источников

«Во-первых, Европа потратила 700 миллиардов евро (и продолжает тратить) на субсидии, чтобы удерживать розничные цены на электроэнергию и газ на уровне ниже, чем диктует рынок. До сих пор домохозяйства и малый бизнес в значительной степени пережили кризис, потому что правительства (европейских стран) защитили их от основных расходов. Но субсидии не могут длиться вечно…

Во-вторых, хотя цены ниже, чем в июле и августе, они остаются достаточно высокими, чтобы убить производственный сектор. Когда в конце февраля Россия вторглась в Украину, многие руководители приготовились к шестинедельному энергетическому кризису; вскоре они поняли, что это продлится не менее шести месяцев. Теперь они опасаются, что это будет шесть лет», - обращает внимание эксперт.

Хавьер Бласс упоминает, что на прошлой неделе, один из самых высокопоставленных руководителей Volkswagen AG Томас Шефер, публично заявил: «Когда речь идет, в частности, о стоимости электроэнергии и газа, мы теряем все больше и больше позиций». Глава концерна предупредил, что, если цены не упадут быстро, «инвестиции в Европу будут «практически нежизнеспособными».

Реальность такова: цены на энергию остаются чрезвычайно высокими, континент находится во власти погоды, стоимость субсидий растет неустойчивыми темпами, а компании предупреждают о деиндустриализации.

«Назовите меня пессимистом, но не похоже, что «худшее уже позади», потому, что это не так», - резюмирует Хавьер Бласс.