Узбекистан планирует наращивать импорт газа в связи с истощением действующих месторождений. Об этом в подкасте Lolazor заявил министр энергетики Журабек Мирзамахмудов.
Согласно стратегии «Узбекистан-2030», до 2030 года объём добычи газа планируется довести до 62 млрд кубометров. Однако в последние годы производство «голубого топлива» постоянно снижалось.
За 2023 год добыча газа упала до 46,7 млрд кубометров, сократившись на 9,6%, или на 4,97 млрд кубометров, по сравнению с 2022 годом. За январь-август 2024 года объём добычи составил 29,9 млрд кубометров, что на 4,6%, или на 1,46 млрд кубометров, меньше, чем за аналогичный период 2023 года, а также на 25% меньше, чем за этот период 2019 года (40,33 млрд кубометров).
Главу Минэнерго спросили, правильно ли делать прогнозы об увеличении добычи, если она продолжает падать, когда стоит ожидать прекращения снижения производства, и есть ли предельные лимиты по импорту газа.
Министр отметил увеличение поставок газа потребителям — то есть на фоне роста экономики и численности населения потребление растёт. По его словам, в планах до 2030 года предусмотрено доведение импорта природного газа примерно до 10−11 млрд кубометров в год.
«Для открытия нового месторождения и его освоения требуется от 3 до 5 лет. В своё время не проводились геологоразведочные работы. Истощённость, выработка наших месторождений достигла 85%. Если обратите внимание, почти на всех месторождениях установлены дожимные компрессорные станции (ДКС). Даже в Устюртском регионе, где добывается больше всего газа, строятся дожимные компрессорные станции для повышения эффективности», — сказал он.
Глава Минэнерго отметил сложность проведения геологоразведки в Устюртском регионе.
«При реализации проекта Сургиль была привлечена американская компания DeGolyer and MacNaughton, которая провела полный аудит запасов, проект разработки месторождения. После утверждения всего этого предусматривается проектное финансирование со стороны кредиторов и банков. Они выделяют [средства] после заключения независимых консультантов, которое охватывает анализ всех процессов, включая маркетинг и сырьё, offtake-контрактов (соглашение купли-продажи сырья, которое ещё не добыто)… В итоге оказалось, что вещи, указанные DeGolyer, не нашли своего подтверждения», — заявил он.
Журабек Мирзамахмудов заявил, что «газовая шапка», верхняя газовая часть нефтегазовых залежей, в Сургильском месторождение расположена несколькими слоями, тогда как на других месторождениях в Узбекистане она находится в одном слое.
«Работа в Устюртском регионе продолжается, привлечены компании Halliburton, Schlumberger, специалисты из Китая и другие. Бурение идёт глубже. В зависимости от результатов геологических и геофизических работ в Устюрте, если запасы выйдут хорошими, если удержим уровень добычи, то [объём импорта газа] в 10−11 млрд кубометров снизится. Иначе будут 10−11 млрд кубометров, исходя из текущего производства, потребления и баланса», — пояснил он.
В середине августа 2023 года «Газете.uz» в «Узбекнефтегазе» сообщали, что потенциальные (ещё не доказанные) запасы газа в Устюртском регионе, где компания проводит геологоразведку, оцениваются до 2 трлн кубометров. Это больше, чем весь объём подтверждённых запасов природного газа в Узбекистане, которые на 1 января 2021 года оценивались в 1 трлн 866,9 млрд кубометров.
По итогам января-августа импорт газа в Узбекистан достиг 1,15 млрд долларов, что в 5,7 раза больше показателя восьми месяцев 2023 года.
С октября 2023 года Узбекистан импортирует газ из России через территорию Казахстана в реверсном режиме. Сообщалось о планах вложить 500 млн долларов для модернизации магистральной газовой системы для увеличения объёмов импорта газа из РФ. Проект назывался важным в обеспечении энергетической безопасности страны, дополнительных объёмов газа для покрытия сезонных неравномерностей потребления и диверсификации гарантированных источников поставок этого топлива.