– Мы тщательно отслеживаем все тренды, которые есть в авиаиндустрии, – говорит Елена Обухова, директор по бортовой продукции. – Для этого есть определенные ресурсы, которые публикуют обзоры. Мы всегда в курсе того, что происходит на рынке бортовой продукции, на рынке поставщиков, какие новые технологии и новые продукты предлагаются. Кроме того, есть важные отраслевые выставки: например, АРЕХ, которые исследуют запросы пассажиров, их предпочтения. Их результаты основаны на реальных анкетах пассажиров. Другая выставка WTCE и AIX в Гамбурге собирает профессионалов со всего мира, связанных с интерьерами самолетов, бортовым продуктом и IFE.
– Сейчас индустрия идет в сторону биоразлагаемых материалов, устойчивого развития, – добавляет Айгерим Жамбыл, менеджер отдела. – Поэтому, собирая всю информацию, мы обсуждаем, что и какие тренды мы могли бы использовать в нашей компании.
Осознанное потребление уже внедряется в работе компании. Сейчас мы постепенно отказываемся от пластиковых пакетов – в новых дорожных наборах часть упаковки будет заменена с целлофановой на крафтовую бумагу. Помимо этого пассажирам будут предлагаться составляющие набора «по запросу» – тапочки или зубной набор, например, чтоб минимизировать нерациональное использование, так как зачастую пакет остается нетронутым за исключением некоторых предметов, а по правилам вскрытый набор подлежит утилизации.
Утилизация – еще один важный тренд.
– Сейчас мы обсуждаем возможность наладить переработку из использованных материалов и дать им вторую жизнь, – говорит Айгерим. – К примеру, кожаная обивка на креслах. Когда подходит срок замены, мы списываем ее на склад. Но там некоторые части в очень хорошем состоянии, и нам жаль просто так выкидывать их, ведь мы используем высококачественную кожу от иностранных поставщиков. Поэтому есть такая идея: объявить конкурс среди казахстанских дизайнеров и вторично перерабатывать те предметы,которые уже списаны с использования на самолетах. Выпускать, например, предметы быта или гардероба. Это не только кожаные сиденья, но и подголовники, спасательные жилеты и т. д. Такой опыт есть у «Люфтганзы» – они всё перерабатывают, выпускают столы, стулья, часы и др. Мы пока думаем, в каких масштабах это можно внедрить в нашей компании.
Фирменный аромат
Многие тренды в авиаиндустрии приходят из гостиничного бизнеса. Сейчас многие отели мира, особенно сетевые, имеют свой особый signature fragrance – то есть, приезжая в свой любимый отель в любой точке мира, вы будете узнавать его не только по стилистике и оформлению интерьера, но и по запаху. Свой signature fragrance запустили Singapore Airlines, еще несколько небольших компаний. И уже весной этого года «Эйр Астана» запустит свой фирменный аромат – «Улы Дала».
– Мы очень долго разрабатывали аромат, – говорит Айгерим. – Хотелось, чтобы он отражал нашу культуру, наши традиции, но в то же время был современным. «Улы Дала» – это аромат степи, ветра, свежести. И уже с нового года мы постепенно начнем его внедрять. Хотим, чтобы он полностью ассоциировался с нашей авиакомпанией. То есть на этапе планирования путешествия пассажир, приходя в наш офис, чувствовал бы его, а далее – уже на регистрации, в зале ожидания, на борту самолета.
– Конечно, аромат должен быть ненавязчивым, – добавляет Елена. – Ведь люди по-разному реагируют на ароматы. Допустим, если в бизнес-лаундже мы можем поставить диффузор, то на борту запах будет присутствовать очень дозированно: например, в креме для рук или в составе туалетного мыла, в горячих полотенцах. Возможно, он будет присутствовать в небольших подарках для наших пассажиров. На следующих этапах можно будет приобрести наш фирменный аромат на сайте компании или в офисах продаж. Это большой и долгосрочный проект, который будет развиваться и меняться.
Made in Kazakhstan
Часть поставщиков Inflight product – казахстанские компании. Например, мягкий съемный инвентарь предоставляет Гаухар Ахметова, казахстанский дизайнер.
– К прибытию нового Airbus321LR только компания Гаухар смогла предоставить нам необходимый текстиль, – говорит Елена. – Сейчас мы начинаем сотрудничество с компанией из Шымкента, которая будет поставлять нам пледы на борт. До этого мы загружали импортные пледы. Надеюсь, у нас все сложится, и мы продолжим сотрудничество.
Вся гигиеническая продукция – салфетки, туалетное мыло, – поставляются также казахстанскими поставщиками.
– Мы хотим в большей мере работать с казахстанскими поставщиками, – говорит менеджер отдела Владислава Авдеева. – Но нередко качество товара хромает, не соответствует нашим стандартам, или же компании не имеют достаточного опыта работы с клиентами: у них не налажены бизнес-процессы, что создает дополнительные сложности в нашей работе.
Все удобства для пассажиров
Уже совсем скоро на международных рейсах «Эйр Астаны» появится и долгожданный дьюти-фри.
– Пожалуй, это было одним из самых популярных предложений от наших пассажиров, – говорит Елена. – Но мы осознанно не вводили этот продукт. Уровень сервиса играет для нас большую роль, и мы очень консервативно относились к внедрению новых обязанностей для бортпроводников. Кроме того, таких проектов в нашей стране не было, не было законодательной практики, необходимых таможенных процедур, и, конечно, внедрение этих норм заняло определенное время.
– Сейчас мы на финишной прямой, – добавляет менеджер проекта Жамиля Жаксыбекова. – И уже в конце января начнем тестовые полеты, а затем будем внедрять по всем международным рейсам более 3 часов. Исключение составят рейсы в страны Таможенного союза, а также рейсы, выполняемые на ВС Embraer.
В плане развлекательной программы не так давно «Эйр Астана» перешла на ежемесячное обновление контента.
– Нам важно развивать выбор для пассажиров, – говорит IFE менеджер Асем Батталова. – Мы увеличили количество новинок, мультфильмов, внедрили медиатеку в айпадах, теперь там доступен дополнительный контент. Есть ограничения с объемом контента, но мы ищем варианты, как в условиях текущего объема увеличить контент. Например, память стриминга позволяет загружать контент не двух месяцев, а четырех.
– Нам важно внедрять новинки для пассажиров в рамках текущего финансирования, – говорит Елена. – За последнее время мы провели оптимизацию прессы на борту, отказались от дорогостоящих иностранных журналов, поскольку сейчас уровень казахстанской прессы заметно вырос, часть журналов перевели в цифровой формат. В первую очередь необходимо учитывать потребности пассажиров, насколько оправданно внедрение того или иного проекта. Каждый новый проект мы обсуждаем внутри команды, и если видим, что он имеет право на жизнь, выносим его на обсуждение в PRG/MRG.
Дина Досжан, "On Air"