К 30-летию Независимости Казахстана | 30 апреля 14:21

Индекс Samruk Research Services: социальная стабильность как фактор успешности

Индекс Samruk Research Services (SRS) стал эффективным инструментом предупреждения трудовых конфликтов и сдерживания негативных настроений в портфельных компаниях АО «ФНБ «Самрук-Қазына». Но этому способствовал длительный период отладки и совершенствования этого инструмента. О том, как шла эта работа и, что дает SRS компаниям Фонда SKNews побеседовал с руководителем отдела аналитики и консалтинга Центра социального взаимодействия и коммуникаций (ЦСВК) Исатаем Минуаровым.

- Исатай Бахытжанович, расскажите предысторию появления SRS. Как в Фонде пришли к необходимости социальных измерений?

- С самого начала оговорюсь – это было не прихотью, а общемировой тенденцией. Во втором десятилетии нового века вызвали социологические исследования социально-психологического климата в компаниях, и их проекция на экономический рост вызвали пристальный интерес бизнеса. Казахстан не стал исключением в этом вопросе. В 2011 году возникло осознание необходимости получения независимой информации о социальных настроениях работников на предприятиях группы компаний АО «ФНБ «Самрук-Қазына». Специалисты Центра социального партнерства (а сегодня это Центр социального взаимодействия и коммуникаций) приступили к разработке и апробации комплексной системы мониторинга «Рейтинг социальной стабильности» с дальнейшей визуализацией на «Карте социальной стабильности» для определения синергетических корректирующих решений с охватом респондентов по всей стране.

 

- Как на это повлияла политика трансформации Фонда?

- Объявленная в 2015 году Программа Цифровой трансформации Фонда, направленная на повышение устойчивости и эффективности деятельности компаний, привела к необходимости пересмотра методологии исследования. В частности, это коснулось выстраивания обратной связи с персоналом. Причем не только с точки зрения оценки текущих условий труда, но и с определением стратегических вопросов – поддержки инициатив руководства и проводимых реформ. Начиная с 2017 года, правопреемником Центра социального партнерства стал Центр социального взаимодействия и коммуникаций. В части совершенствования методологических подходов принято решение о переименовании исследования с «Рейтинга» на «Индекс социальной стабильности» (ИСС). Н ..ачиная с этого года проведено кадровое и методологическое усиление. Аналитической командой Центра социального взаимодействия и коммуникаций начаты работы по автоматизации отчетности и систематизации процессов, планового снижения стоимости и сокращения сроков исследовательских работ. Следует отметить, что впервые с начала составления индекса по инициативе АО «НК «Казмунайгаз» проведено глубинное исследование для выявления причин ухудшения настроений и выработки точечных решений по улучшению проблемных вопросов.

- Фонд объявил о своих намерениях, а как это реализовывалось на практике?

- В 2018-2019 годах практика проведения глубинного исследования по итогам Индекса социальной стабильности была продолжена в АО «Казатомпром», АО «Самрук-Энерго», АО «Пассажирские перевозки», АО «НК «ҚазМұнайГаз». С 2018 года, в соответствии с политикой цифровизации бизнес-процессов, некоторые компании перешли на онлайн-опросы.

Вместе с тем, глобальные вызовы по повышению конкурентоспособности поставили перед компаниями Фонда, как крупнейших работодателей страны, новые задачи по совершенствованию практики социального партнерства и выстраивания конструктивного диалога. То есть, мы двигались в верном направлении, постоянно осовременивая методику.

- Как на это отреагировали органы исполнительной власти? Их же тоже затрагивает тема исследований…

- Ну, если говорить о Правительстве Республики Казахстан, и в частности, Министерстве труда и социальной защиты населения РК, то «Индекс социальной стабильности» Фонда был рекомендован, как пример лучшей практики, который следует распространять среди всех крупных предприятий страны. С 2018 года запросы на проведение исследования «Индекс социальной стабильности» все чаще поступают от крупных добывающих предприятий вне группы компаний Фонда. Кстати, этот факт, был отмечен тогда еще вице-премьером, а сейчас главой Правительства Аскаром Маминым. В 2020 году по поручению Председателя правления Фонда наш Индекс был модернизирован, получив название Samruk Research Services (SRS).

 

- Что послужило поводом для модернизации?

- Прежде всего, модернизация была проведена по поручению руководства Фонда. Нельзя также не упомянуть пандемию Covid-19, влияние которой все-таки сказывается. Также учитывались потребности руководства и ключевых стейкхолдеров в получении оперативной информации по результатам исследования. Иными словами, повысился спрос на повышение практической применимости результатов исследования со стороны представителей кадровых служб портфельных компаний, дочерних и зависимых организаций.

В рамках модернизации методологии, был проведен ряд мероприятий по ее улучшению и стандартизации под эпидемиологическую ситуацию в стране. В данном контексте, во-первых, была привлечена независимая экспертная группа социологов для разработки новой научно-обоснованной методологии с учетом таких принципов модернизации, как практическая применимость результатов, актуальность тем исследования, оперативность и преемственность. Во-вторых, были проведены интервью со стейкхолдерами и специалистами по управлению человеческими ресурсами как компаний, так и Фонда в целом. В-третьих, были оптимизированы базовая анкета и расчет основных индексов с учетом анализа предыдущей методологии, международного опыта исследований социально-трудовых отношений (AON, GALLUP), а также соблюдения карантинных мер.

 

- В чем это выразилось?

- В частности, метод сбора данных перешел с бумажного анкетирования на дистанционный формат (онлайн и/или телефонный опрос). В то же время, количество вопросов в анкете сократилось с 85 до 27 с сохранением преемственности показателей, что значительно оптимизировало полевой этап исследования. В связи с этим, уменьшился и размер выборки с 37 тысяч до 25 тысяч, при этом сохранив преемственность и сопоставимость итогов исследования по основным индексам (Индекс вовлеченности, Индекс социального благополучия и Индекс социального спокойствия) с соответствующими показателями предшествующих исследований.

- Что получает компания, применяя SRS?

- Основное предназначение исследования SRS — это предоставление важной для Компании детализированной и обобщенной информации для диагностики социальных настроений и профилактики конфликтов. В исследование на постоянной основе внедряются современные технологии и процессы, отслеживаются тенденции. С учетом многолетней исследовательской практики накопленная база данных позволяет выявлять тенденции и определенные тренды. Вследствие этого Центр начал практику прогнозных оценок, фактически превращаясь в Центр экспертизы по социально-трудовым отношениям Казахстана.

 

- А какие еще исследования проводились Центром?

- За все время существования Центра были проведены сотни исследований. И это касается не только социально-трудовых отношений. Но я бы хотел заострить внимание на беспрецедентном опыте аналитиков Центра. Мы проводили ежедневные опросы в электоральный период – с 11 декабря 2020 по 14 января 2021 года ЦСВК, по поручению Председателя Правления АО «ФНБ «Самрук-Қазына», проводил ежедневный мониторинг социального настроения среди производственного персонала портфельных компаний, попавших в периметр «тревожной зоны» по результатам SRS. Информация о выявленных тенденциях ложилась на стол первых руководителей.

- Расскажите, пожалуйста, на какой методологической основе строится работа SRS? Вы используете что-то оригинальное или это заимствованная технология социсследований?

- Все проекты, инициируемые Центром социального взаимодействия и коммуникаций, строятся на основе аналитической информации. Научную экспертизу Центра признали такие крупные исследовательские центры, как Cornell University, Monash Business School, MIT и Cardiff University. На сегодня индекс SRS учитывает лучший международный опыт и особенности местной ментальности. Его методология защищена авторским правом, которое принадлежит Центру социального взаимодействия и коммуникаций.

Исследование SRS позволяет диагностировать проблемные зоны в трудовых взаимоотношениях и принимать своевременные предупреждающие меры. Исследование охватывает работников компаний холдинга АО «Самрук-Қазына», представленных во всех регионах Казахстана. Опросы проводятся как в сельских, так и в городских населенных пунктах, а также в компаниях, представляющих различные отрасли экономики – от «нефтегаза» до предоставления цифровых услуг.

Общая численность работников, входящих в периметр исследования составляет более 220 тысяч человек. Масштабность охвата исследования, кластерный подход при построении выборки позволяют экстраполировать выводы исследования не только на генеральную совокупность, но и делать определенные прогнозы относительно социальных настроений работников на страновом уровне.

Исследование включает в себя ряд индикаторов: общее самочувствие (условия качества жизни, материальное положение и восприятие будущего); условия и безопасность труда (условия труда, охрана и безопасность труда); лояльность (доверие, справедливость и лояльность); коммуникации (отношения, понимание поручений и обратная связь) и протестные настроения (напряженность в коллективе и готовность участия в акциях протеста) среди производственного персонала.

 

- Вы упомянули об отказе от бумажных носителей при опросе. А в чем же тогда заключается автоматизация процесса?

- Проведение столь масштабного телефонного опроса SRS среди всех 10 компаний Фонда – задача очень ответственная. Только представьте, это 25 тыс. респондентов. Также в октябре 2020 года наш Центр запустил новую информационную систему «Нысана». Она включает в себя call-центр горячей линии инициативного информирования и социологическую платформу Samruk Research Services.

Благодаря многоканальности, call-центр доступен для работников производств по всему Казахстану. Любой из сотрудников группы компания «Самрук-Қазына» может обратиться с интересующим его вопросом иди жалобой, и каждая из них будет надлежащим образом рассмотрена. Частотность поступающих обращений служит материалом для вдумчивого анализа социологов. Samruk Research Services, используя инструменты социологических исследований, может выявлять системные проблемы в работе компаний и давать рекомендации их руководителям. Результаты исследований проецируются на Карту социальной стабильности.

 Новая система «Нысана» сводит результаты социологических исследований и обращений и жалоб, поступающих в call-центр от работников наших портфельных компаний. Тем самым, мы показываем, что Фонд открыт для работников портфельных компаний. В любое время каждый из них сможет обратиться по имеющимся вопросам, это возможность решать проблемы напрямую.

Полученные обращения не только передают в компании, но и анализируют. Если одна и та же проблема, например, трудовые споры, слишком часто возникает в том или ином регионе, или в одной и той же компании, это может стать поводом для более глубокого изучения со стороны экспертов.

Тут подключается платформа Samruk Research Services. Социологи ЦСВК инициируют исследование и смотрят, насколько обширна проблема, нужно ли рассматривать ее внимательнее и предпринимать системные меры.

 

- Что это дало на выходе?

- Активная аналитическая деятельность специалистов ЦСВК привела к серьезным изменениям в Индексе SRS портфельных компаний. А это, в свою очередь, свидетельствуют о значительной работе по улучшению кадровой и социальной политики, которая ведет к сокращению текучести кадров и совершенствованию внутренних коммуникаций.

Достаточно высокими остаются показатели, характеризующие уровень корпоративной идентичности персонала - большинство респондентов гордится работой в своей компании, готово рекомендовать ее друзьям и знакомым. Данные факты говорят о том, что у компаний сложился хороший бренд работодателя. И, кстати, в последние годы отмечается развитие института медиации в компаниях при защите трудовых прав. То есть, повышается культура взаимоотношений – люди уже не угрожают забастовками, а стремятся совместно преодолеть возникшую проблему.

- Можете привести пример, когда компания, опираясь на SRS, стабилизировала социальный климат в трудовом коллективе?

- Одиним из самых ярких примеров является неоспоримые результаты АО «КазТрансОйл». Индекс Samruk Research Services АО «КазТрансОйл», отражающий уровень социальной стабильности в трудовых коллективах, в 2020 году составил 91%. Данный показатель свидетельствует о стабильности социальной обстановки в трудовых коллективах компании.

Индекс Samruk Research Services, включающий в себя, как уже упоминалось выше, три субиндекса, – вовлеченность, социальное благополучие и социальное спокойствие, - по итогам прошлого года увеличился на 25 процентных пунктов, по сравнению с 2019 годом, и составил 93%, тем самым достигнув наивысшей отметки за 2013-2020 годы. Индекс социального благополучия в 2020 году достиг 80%. Отмечен рост данного показателя по сравнению с 2019 годом на 2 процентных пункта. Индекс социального спокойствия в 2020 году составил 93%, увеличившись по сравнению с 2019 годом на 16 процентных пунктов. Работники считают, что в трудовых коллективах наблюдается спокойная атмосфера: у большинства опрошенных не возникало напряженности в отношениях между сотрудниками и руководством в 2020 году.

Отмечу, что оценка уровня социальной стабильности в трудовых коллективах АО «КазТрансОйл», как и в других компаниях, проводится Центром социального взаимодействия и коммуникаций с 2013 года.

Как можно видеть, несмотря на связанное с пандемией объективное ухудшение социально-экономической ситуации в целом в мире и стране, компаниям Фонда удается найти резервы по сдерживанию негативных настроений, недопущению их роста и выходу на уровень социального доверия и партнерства.