Также предприятие изготавливает высшие государственные награды, медали, ордена, юбилейные и памятные монеты proof (высшего) качества из золота, серебра, тантала и цветных металлов, сувениры, поверительные клейма, столовое серебро. А история «Монетки», как в простонародье называют Казахстанский монетный двор Национального Банка Республики Казахстан, берет свое начало с цеха «М» УМЗ.
Задание Президента
С обретением независимости руководством страны была поставлена задача – разработать и ввести национальную валюту. Предприятиям, которые были способны выполнить эту задачу, была назначена встреча в начале 1992 года. Это были около 28 мощных заводов, в том числе оборонные, машиностроительные.
В означенный срок на правительственное совещание руководители предприятий привезли лишь предложения и просьбы «дать то, дать это»… Директор же Ульбинского металлургического завода Виталий Метте, выйдя на трибуну, молча высыпал перед Нурсултаном Назарбаевым горку отчеканенных монет. Причем, старожилы УМЗ рассказывают, что Виталий Леонидович достал их на заседании прямо из кармана.
А за 10 дней до этого события Виталий Метте поручил Юрию Забелину, директору завода, выпускающего топливные таблетки для атомных электростанций, попытаться «выдать» циркуляционные монеты. Причем, в жесткие сроки: первые образцы подготовить к 13 января 1992 года – именно в это время руководство республики планировало рассмотреть кандидатуры потенциальных исполнителей заказа. Была создана большая рабочая группа.
– Никто из нас не имел тогда представления, как чеканить монеты, – вспоминает специалист Центральной научно-исследовательской лаборатории УМЗ, а затем директор РГП «Казахстанский монетный двор» Фарит Туганбаев. – Короткое описание технологического процесса удалось найти только в энциклопедии 30-х годов. Монетные дворы других стран своими наработками, увы, не делились, поэтому до всего приходилось доходить, как говорится, своим умом...
Из статьи журналиста «Казахстанской правды» Виктории Шевченко, опубликованной в книге «Покорители закрытых металлов-2», выпущенной к 55-летию УМЗ: «Под руководством Юрия Забелина начал действовать штаб нового производства. Работы велись параллельно большими группами специалистов по принципу: «Один ум хорошо, а два – лучше». Времени на долгие раздумья практически не было.
В конструкторском бюро машзавода УМЗ проектировалась оснастка для вырубки и чеканки, группа эстетики разрабатывала дизайн экспериментальных образцов. В литейном участке мехцеха отливали металл, на танталовом заводе делали его прокат. Бригада Евгения Бельца изготавливала штампы и заготовки штемпелей, Борис Вяткин в инструментальном цехе вручную гравировал штемпеля. Пятого января на совещании в инструментальном цехе УМЗ руководство сообщило, что к 13 января монеты должны быть готовы. Хотя чертежи были выданы только шестого января, спустя всего пять дней уже удалось закончить граверные и полировочные работы инструмента. А 12 января в 24 часа были отчеканены первые 300 монет двух типов: 10 тиын и 50 тенге из нескольких видов сплавов. Утром 13-го монеты уже везли в Алматы».
– У нас в инструментальном цехе был обычный гидравлический универсальный пресс. Мы по роду деятельности различные штампы делали. Наш слесарь-инструментальщик Борис Вяткин имел навыки гравера. Сделали сами необходимый инструмент – пуансоны и матрицу и на нашем прессе начали «давить» монеты по одной штуке. Эскизы наши конструкторы нарисовали. Для разного достоинства монет использовали различные сплавы, все не назову, но медно-никелевый отмечу. Мы к реализации любого проекта подходили ответственно, с энтузиазмом, интересно было работать, – вспоминает Николай Романов, тогда начальник инструментального цеха УМЗ.
– Коллектив УМЗ под руководством Виталия Метте сделал пробную чеканку монет на том оборудовании, которое позволяло сделать на кругляшке из меди или латуни какое-нибудь изображение, – рассказывает Виктор Ивженко, экс-начальник управления дизайна банкнот и монет Национального банка РК.
«М» - Монетный
В год судьбоносного заседания Правительства выбор предприятия для изготовления монет был сделан в пользу Ульбинского металлургического завода. Собственно, этот момент можно считать началом истории Казахстанского монетного двора.
Из Постановления Кабинета министров №61 7-22 от 21.07.1992 года «В целях реализации Указа Президента от 26.05.1992 года Кабинет министров постановляет ПО «УМЗ» приступить к разработке и подготовке технологии чеканки многоразовых платежных средств, используя площади и мощности ПО «УМЗ» и организовать на его базе структурное подразделение…».
Отвоевав у конкурентов исторической важности заказ, коллектив ульбинцев принялся с нуля строить новый цех. Ему дали имя – «М». В создании цеха был задействован огромный коллектив единомышленников завода. Квалифицированные разработчики – проектировщики, строители, исследователи, инженеры-технологи – принялись за дело. Лучшие представители центральной лаборатории автоматики «колдовали» над изготовлением нестандартного оборудования. Приходилось делать его практически «с листа», поскольку для доработки не было времени. Но, несмотря на это, установки получились надежные. Вскоре цех «М» был введен в эксплуатацию. Его начальником стал Юрий Тузов, а технологом – Валерий Нюняев. Технологию производства монет отрабатывали на опытной линии химобработки. Тогда переделы были разбросаны по различным цехам УМЗ.
– Часть оборудования делали сами ульбинцы, в том числе гуртильную установку (гурчение – нанесения на ребро готовой монеты орнамента, надписей или насечки). Немецкие наладчики, приехавшие тогда на завод, отметили, что качество гурта даже лучше, чем у аналогичных станков фирмы «Шуллер», которая специализируется на данном оборудовании, – вспоминает Фарит Сапаргалиевич.
В конце 1992 года был заключен первый договор с Национальным банком Республики Казахстан на изготовление монет, что стало итогом отработки технологического процесса и тщательной подготовки технических условий. Не все поначалу ладилось, цех «М» не мог выдавать более 2 тысяч монет в сутки.
– К моменту запуска нашей валюты монеты еще не были готовы, будущий монетный двор только набирал обороты. Мы за одну ночь сделали эскизы бумажных тиынов – малюсеньких «фантиков», это была временная замена металлическим деньгам. Первые монеты были отчеканены в Германии в 1993 году и запущены в обращение. На тот момент, мы не имели опыта по монетному производству, поэтому за основу нами был взят размер монет бывшего СССР. Они были большие и точно такого же диаметра – 2, 5, 10, 20, 50 тиын, – рассказывает Виктор Ивженко.
Когда на завод завезли импортное оборудование, необходимый объем монет вскоре был наработан. С вводом новой техники и началом эксплуатации травильного отделения стало возможным организовать работу в круглосуточном режиме. Соответственно выросла производительность – 500-700 тысяч монет в смену.
В 1993 году Правительством Республики Казахстан перед молодым предприятием была поставлена новая задача – организовать производство государственных наград. На базе цеха «М» был создан завод изделий из цветных металлов (ИЦМ). По заданию Президента первые государственные награды были выпущены ко Дню Республики 25 октября 1994 года. 21 декабря 1994 года завод ИЦМ преобразован в самостоятельное государственное предприятие, а 12 ноября 1998 года Казахстанский монетный двор вошел в состав Национального банка РК. Вместе с ним из состава УМЗ вышли и ульбинцы, которые и сейчас являются частью коллектива Казахстанского монетного двора.
Казахстанский бренд
Сейчас Казахстанский монетный двор – это уникальное предприятие, оснащенное технологическим оборудованием ведущих зарубежных фирм.
– Уникальность – в профессионалах и изделиях. Мы обеспечиваем 100% потребность в циркуляционных монетах Казахстана. Также выпускаем разменные монеты для Кыргызстана и Таджикистана, для них же выпускаем коллекционные. Изготавливаем коллекционные монеты для Беларуси, Польши, Германии. Наши сотрудники – мастера редких, штучных профессий: гравер монетного двора, эмальер, элекроэрозионист, гальваник, – рассказал нам в эксклюзивном интервью генеральный директор Монетного двора Александр Транов.
Эскизы монет, которые разрабатываются дизайнерами Национального банка – эстетически высокохудожественные работы. Коллекционные монеты – это памятники истории народа, миниатюры в золоте и серебре объединены в коллекции, например, «Флора и фауна», «Выдающиеся люди», «Достояние Республики», «Обряды». Выпуск зачастую приурочен к важным государственным политическим событиям, юбилейным датам или спортивным соревнованиям. Особый смысл и энергетика заключаются в использовании драгоценных и полудрагоценных камней, что приравнивается к ювелирному искусству. КМД может изготавливать монеты весом от 0,5 грамма до 2 кг. Из 57 монетных дворов мира, по различным оценкам, Казахстанский монетный двор входит в десятку лучших.
За 30 лет существования поменялось и оборудование, и технологии. Сейчас на гравировальном лазерном станке рельеф изготавливается по программе, при помощи лазерного луча, а не при помощи механической обработки фрезой. Используется технология цифровой и цветной печати, золочения, нанесения голограммы на штемпель. А когда-то все начиналось с оснастки для чеканки, созданной руками ульбинцев…
Это интересно
Тенге – самая молодая национальная валюта на постсоветском пространстве: Республика Казахстан стала одной из последних стран СНГ, пустивших в оборот национальную валюту.
Первые казахстанские монеты отчеканены в Германии и были изготовлены из латуни марки Л-80 желтого цвета номиналом 2, 5, 10, 20, 50 тиын.
Позже были введены монеты из сплава «нейзильбер» (медь, никель, цинк) номиналом 1, 3, 5, 10, 20 тенге.
С 1997 года монеты обрели новый дизайн, который действует и поныне. Монеты достоинством 1, 2, 5, 10 тенге из никелистой латуни, 20, 50 тенге из сплава нейзильбер, 100 тенге биколорная (кольцо – латунь, диск – нейзильбер). В 2020 году Нацбанк ввел в обращение монету номиналом 200 тенге, внешнее кольцо выполнено из нейзильбера, а диск – из никелевой латуни.
С 2013 года Казахстан перешел на монеты номиналом 1, 2, 5, 10, 20 тенге из стальных гальванизированных материалов. Нацбанк широко оповещал об этом изменении и многие сразу заметили перемены – монеты стали магнититься.
Первые в РК памятные коллекционные монеты были отчеканены к юбилейной дате – 150-летию со дня рождения Абая Кунанбаева. Их выпущено всего 5.
Одной из редких коллекционных монет Казахстанского монетного двора является монета «Рубеж тысячелетий», она поступила в обращение в 1999 году и является первой отчеканенной монетой качеством proof. Эта монета – самая дорогая у нумизматов.
Монеты казахстанского изготовления – призеры многочисленных выставок, имеют 18 международных наград. К примеру, серебряная монета с золотым покрытием «Тигр» с бриллиантовыми глазами заняла в 2010 году призовое место в Австралии на конкурсе монетных дворов, а монета «Родина яблок» признана самой красивой в мире на выставке памятных монет в столице Мексики.
КМД выпускает коллекционные монеты из драгоценных металлов диаметром до 100 мм. Из серебра монета весит 1 кг, а золотая – 2 кг.
В 2018 году Казахстанским монетным двором проведено заседание директоров монетных дворов. В Усть-Каменогорск прибыли 55 делегатов из 17 стран.
По состоянию на 1 сентября 2020 года оценочное количество монет на душу населения Казахстана составляет 183 штуки, – сообщили в Национальном банке.
Истории монетного двора
Александр Транов:
– Расширяя список используемых металлов и пользуясь соседством с танталовым производством УМЗ, появилась амбициозная задумка. Это «ноу-хау», над которым мы с коллегами долго трудились – разработка технологии по изготовлению коллекционных монет серии «Космос» из драгметаллов качества «proof» с применением тантала. Тантал – тугоплавкий и стойкий элемент, который не берет даже «царская водка». Его пластичность сверх всяких норм, и при чеканке он просто намазывался на инструмент. Пришлось долго подбирать режимы, вводить новые операционные схемы. Итогом наших «Танталовых мук» стала биколорная монета из серии «Космос». Никто в мире не выпускает подобной продукции, что и было высоко оценено на международном конкурсе Vicenza Numizmatika (Италия). Позднее мы научились производить гальваническое окрашивание тантала. Теперь биколорные монеты с танталом почти всех цветов радуги. Много хлопот нам доставила и работа с голограммами.
Виктор Ивженко:
– Интересная история произошла в год 5-летия Независимости нашей республики. Был создан эскиз и запущено производство юбилейной монеты с изображением памятника Независимости, установленного в Алматы. Эскиз памятника был напечатан в газете «Известия» и был взят нами за основу при разработке монеты. Батыр, вытянув руку, указывал в сторону Заилийского Алатау. Только памятник был отлит, я поехал на его установку. Когда вскрыли упаковку, мне стало плохо с сердцем: батыр, вместо вытянутой, имел согнутую руку, а на ней сидел сокол. Реальный памятник не соответствовал утвержденному эскизу. Я позвонил Юрию Тузову, к этому моменту на заводе уже было отчеканено 20 000 монет. Чеканку остановили. На следующий день нужно было везти монеты на показ Президенту. Мы с помощью ювелирных штихелей исправили вручную 100 монет, доставленных из Усть-Каменогорска. Вскоре был запущен новый проект с изображением батыра с согнутой рукой и птицей. Отчеканена новая партия. Но в обращение не запустили ни те, ни другие. Монеты в хранилище пролежали 2 года, к этому моменту я уже обладал более широкими знаниями в нумизматике и уговорил Председателя Нацбанка Григория Марченко пустить обе партии в обращение. Таких примеров в мире – море.
Анна ЧУМИНА, Алексей ПРОСКУРЯКОВ, г. Усть-Каменогорск
Фото: Дмитрий КОНЫШЕВ