Такое в магазине не купишь
Менеджеры по IT-продукту должны обладать навыками, необходимыми для управления, и именно поэтому они негласно именуются «мини-генеральными директорами». Их компетенции на стыке бизнеса, технологий и пользовательского опыта. Роль менеджера охватывает множество действий – от стратегических до тактических. Все это о Светлане Аблеевой. Она занимается развитием IT-продуктов, предлагаемых казахстанскими дата-центрами, которые занимают значительную роль в структуре «Казахтелекома». Сегодня большую популярность набирают облачные технологии. На базе действующих дата-центров создается виртуализацированное пространство, где облака нарезаются и продаются. Концепция облачного хранения и вычисления основана на «виртуализированной» инфраструктуре, позволяющей пользователям управлять своей информацией (загружать, скачивать, визуализировать, производить вычисления и многое другое) в space из облака, где бы они ни находились.
«Их очень легко конфигурировать, собирать, масштабировать, переносить. К массовому спросу на такую продукцию подтолкнула пандемия, которая сформировала понятие удаленной работы. Люди поняли, что цифровые продукты позволяют зарабатывать. Сейчас в цифру уходят и госпрограммы, и ритейл, и промышленность. Финансовые институты наиболее активно развиваются в этом направлении. Поэтому спрос на инфраструктуру довольно высокий, – отмечает Светлана. – Поскольку объем данных, которые мы собираем и создаем каждый день, продолжает увеличиваться, решения для облачного хранения предлагают бесконечные уровни гибкости и масштабируемости. Решения особенно ценны для предприятий, бизнеса, которые ищут оптимальные способы обеспечения безопасности своих данных без управления внутренним хостингом и центрами обработки данных».
От связиста до менеджера
Отец Светланы по профессии инженер и имеет самое прямое отношение к нынешним телекоммуникациям, поэтому она с детства была на этой волне. Когда девушка решила продолжить семейное дело, родители предложили попробовать свои силы в этом направлении, чтобы убедиться в правильности выбора. Так Светлана начала осваивать профессию в районном узле связи в Щербактинском районе: сначала телефонисткой, затем специалистом по продажам. Лет через семь продолжила работу в Павлодаре, в маркетинге. Когда оказалась в дивизионе IT, понятно, что пришлось осваивать совершенно новую науку. Сложно? Несомненно. Правда, на этот счет у Светланы своя философия.
«Важно, насколько ты любопытный человек. Если ты задаешь вопросы, то всегда найдешь на них ответы», – уверена наша героиня.
Этому способствовала и политика компании: для специалистов региональных подразделений проводилось обязательное обучение по работе с новым продуктом. И это дало отличный результат: основная масса тех маркетологов сегодня продолжают трудиться в сфере телекоммуникаций на руководящих должностях. Более детальные управленческие знания и практики Светлана начала получать в Дивизионе IТ. И тут опять на помощь пришли обучающие курсы, которые в том числе проводили специалисты из инновационного центра международной школы бизнеса «Сколково». Причем это были не теоретики, а практики, которые делились своими уникальными и эффективными методами и решениями.
«В какой-то момент, достигнув определенного уровня на той или иной позиции, понимаешь, что заскучал. Так было и с маркетингом. Хотелось нового роста. И вот теперь ежедневно я достигаю своей цели, получая новые знания. IT – такая индустрия, которая не стоит на месте, поэтому постоянно надо развиваться, быть всегда в процессе обучения, поспевая за технологиями и инновациями», – рассказывает Светлана.
Приучить людей к новым технологиям
Цифровая трансформация охватывает все отрасли и регионы мира и зачастую кардинально изменяет существующую структуру экономики и бизнес-модели. Развивающийся цифровой ландшафт и характер создания данных оказывают значительное влияние на то, что интерес к облачным решениям повсеместно нарастает. Но зачастую многие организации остаются в плену унаследованной инфраструктуры и методов управления, которые сдерживают инновации.
«У нас в общей массе народ консервативный. К новому привыкают долго и сложно. Поэтому среди наших направлений одним из важных является популяризация новинок IT-отрасли. Если не будет спроса, то и движения отрасли вперед не стоит ожидать. Сегодня делаем упор на бизнес, больше всего облачное пространство для работы необходимо именно его представителям. Это намного выгоднее, чем купить сервер и поставить его у себя в офисе», – уверена эксперт.
Do you speak english?
IT-технологии предполагают знание английского языка. Без него никуда. Но так получилось, что наша героиня еще со школьной скамьи учила немецкий язык. Окончила университет в Барнауле по специальности «учитель немецкого языка». Правда, в школе и дня не работала. Это уже позже она получила второе экономическое образование. Так как же быть в этой ситуации с английским? Учить и пользоваться возможностями перевода в интернете.
«Язык особенно стал востребованным, когда перешла работать в дивизион. Это и переговоры, и совещания с партнерами. Даже если это русскоязычные клиенты, то презентации практически всегда проводятся на английском. Пришлось ускоренно изучать язык, читать литературу на английском языке, но главную практику я получаю с помощью IT-технологий», – говорит Светлана.
Аблеева уже давно не региональный сотрудник, ее офисы – это Астана и Алматы, но физически она находится в Павлодаре. Спасибо «удаленке». Основная цель IT – помочь бизнесу достигать результатов, причем наиболее рациональным для него способом. Этим и занимается наша героиня. И делает это она с большим удовольствием.
Марина ПОПОВА