2 января 2021 года Президент Казахстана К.К. Токаев подписал новый Экологический кодекс РК, а также сопутствующие Законы РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам экологии» и О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» по вопросам экологии». О том, какие новшества вводятся с принятием нового экологического законодательства, и как это отразится на нефтегазовом секторе рассказал Исполнительный директор Ассоциации «KAZENERGY» Яромир Рабай - kazenergy.com
КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕСУТ НЕФТЯНИКИ С 2021 ГОДА? Новым Экологическим кодексом РК (далее – Кодекс) вводятся требования для предприятий 1 категории (к которым в большинстве своем относятся предприятия нефтегазовой отрасли) по переходу на комплексные экологические разрешения (далее – КЭР) и внедрению наилучших доступных техник (далее – НДТ). На первом этапе на принципы НДТ предполагается переход ТОП-50 предприятий, наиболее крупных по суммарным выбросам загрязняющих веществ на 1 января 2021 года (согласно Перечня, утвержденного Правительством РК). Данное требование для действующих предприятий (введенных в эксплуатацию до 1 июля 2021 года) является добровольным. Однако, в случае же не перехода на КЭР и не неприменения НДТ, предусматривается поэтапное повышение налоговых ставок платы за эмиссии в окружающую среду в 2, 4 и 8 раз. Для ТОП-50 предприятий повышение ставок произойдёт уже с 2025 года, а с 2031 года аналогичное поэтапное увеличение планируется для остальных предприятий I категории. Предприятиям, которые не смогут сразу внедрить НДТ, предоставляется возможность сделать это поэтапно в рамках программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Также предприятияосвобождаются от платы за эмиссии в окружающую среду. Между тем, реализация НДТ потребует значительных финансовых затрат предприятий, связанных с модернизацией и преобразованием производства. В связи с чем, требуется изучение дополнительных стимулирующих мер для перехода предприятий на НДТ. Помимо этого, предприятия 1 категории обязаны на своих основных стационарных источниках эмиссий установить автоматизированную систему мониторинга эмиссий в окружающую среду для передачи данных в режиме онлайн в Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК (далее – Министерства). Для действующих предприятий 1 категории данное требование вводится с 1 января 2023 года. Также, будут усилены требования по сокращению выбросов парниковых газов. С 2021 года вступают в силу Парижское соглашение по климату, в соответствии с которымРК ставит целью внести вклад по снижению к 31 декабря 2030 года углеродного баланса Республики Казахстан не менее чем на 15% от уровня углеродного баланса 1990 года.Эта цель закреплена в новом Кодексе и определяет углеродное бюджетирование квотируемых и не квотируемых выбросов парниковых газов. УВЕЛИЧИЛИСЬ ЛИ ШТРАФЫ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭКОЛОГИИ (НА СКОЛЬКО И КАКИХ ИМЕННО?)? Внесенные в рамках экологического реформирования изменения в Кодекс об административных правонарушениях усиливают ответственность природопользователей. Так, за сверхнормативные и самовольные эмиссии в окружающую среду размер административных санкций увеличился в 10 раз в сравнении с текущими штрафами, а в случае повторного нарушения в течение 3-х лет (срок давности привлечения к административной ответственности тоже увеличилсяс 1 года до 3-х лет) до 20-ти раз. Также, вводятся новый вид санкции за экологические правонарушения в размере суммы экономической выгоды. Говоря о штрафах за сверхнормативные и самовольные эмиссии необходимо отметить, что штрафы рассчитываются в привязке к ставкам платы за эмиссии в окружающую среду. А для нефтегазовой отрасли ставки платы за выбросы загрязняющих веществ от сжигания газа на факелах существенно выше (варьируются от 20 до более чем в 200 раз) ставок платы за выбросы аналогичных загрязняющих веществ от стационарных источников (т.е. применяемых в других отраслях). По мнению экспертов ОЭСР (Отчет проекта«Реформирование системы экологических платежей.Анализ соблюдения принципа «загрязнитель платит» в Казахстане»на 2018 - 2019 годы. Руководящие принципы реформирования политики в области экологических платежей.) такие ставкиявляются дискриминационными по отношению к ставкам, применяемым к выбросам таких же загрязняющих веществам от других стационарных источников (по объемам и уровню токсичности). Концепциями проекта нового Кодексаи сопутствующего к нему законодательства, утвержденными 19 сентября 2018года Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности, предусматривалось исключение повышенных ставок в отношении сжигания газа на факелах. Однако положения утвержденных Концепций не были реализованы.Соответственно можно констатировать, что к нефтегазовой отрасли будут применяться более жесткие административные меры за одинаковый вид правонарушения по сравнению с другими отраслями. ВОЗЛАГАЕТ ЛИ НОВЫЙ КОДЕКС НА НЕФТЯНИКОВ/ПЕРЕРАБОТЧИКОВ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ В МОДЕРНИЗАЦИЮ, ОГОВАРИВАЮТСЯ ЛИ ДЛЯ НИХ КОНКРЕТНЫЕ СРОКИ В ЭТОМ ПЛАНЕ? Переход на новые требования по внедрению НДТ потребует значительных финансовых вливаний. Так, в 2019 году Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» был проведен предварительный расчет(на основе справочников РФ и ЕС) по 26 компаниям основных отраслей (нефтедобыча, горно-металлургический комплекс, тепло электроэнергетика и нефтепереработка) необходимых инвестиций.Расчет показал, что общая сумма необходимых инвестиций составляет более 3 трлн. тенге, ав нефтегазовой отрасли(по 9-ти компаниям УВС и 3-м НПЗ) сумма необходимых инвестиций составляет 1,2 трлн. тенге. При этом единственная мерой стимулирования предприятий к переходу на КЭР является отмена платы за эмиссии, что составляет не более 1% или 32 млрд. тенге от общей суммы необходимых инвестиций. В этой связи бизнес сообществом предлагалось рассмотреть вопрос применения дополнительных мер налогового стимулирования:
обнуление ставок налога на имущество по основным средствам,задействованным в модернизацию; обнуление ставок земельного налога по участкам, задействованным в модернизации; обнуление таможенных пошлин на импорт оборудования, задействованного в модернизации; введение 100%-ного вычета по инвестициям НДТ, в том числе по фиксированным активам (по аналогии с вычетом по НИОКР ст.254 НК РК), и уменьшения налогооблагаемого дохода в размере 50% от суммы инвестиций НДТ (по аналогии с корректировкой по НИОКР пп.6 п.1 ст.288 НК РК).Указанные вычеты и корректировки применяются только по затратам, понесенным в рамках Программы повышения экологической эффективности, являющейся неотъемлемой частью КЭР. Данные меры стимулирования в совокупности с отменой платы за негативное воздействие позволили бы снизить затраты на модернизацию оборудования до 41%. БУДЕТ ЛИ БОЛЬШЕ ЭКООТЧЕТНОСТИ? Кодекс содержит ряд новых требований, предъявляемых к природоопользователям, вследствие чего появились новые виды отчетности, которые природопользователь должен представлять для подтверждения соответствия или выполнения этих требований. Наряду с существующими видами отчетности (отчет по результатам производственного экологического контроля (ПЭК), отчет по инвентаризации опасных отходов, отчет об инвентаризации выбросов парниковых газов, информация в регистр выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) и т.д.) появились новеллы, такие как: ежегодный отчет о выполнении ППЭЭ (для предприятий которые получат КЭР с условием выполнения ППЭЭ),статус-отчет выполнения программы ремедиации (если срок ее реализации превышает три месяца). Говоря об отчетности необходимо подчеркнуть, что новый Кодекс направлен на предоставление общественности большей экологической информации (например, появилось требование на публикацию на сайте Министерства отчетов ПЭК). И в этой связи следует отметить, что многими предприятиями нефтегазовой отрасли работа по обеспечению доступа к экологической информации проводится давно и на постоянной основе. Например, такие компании как АО НК «КазМунайГаз», NCOC,Карачаганак Петролеум Оперейтинг Би Ви и др. ежегодно публикуют на своих сайтах Отчеты об устойчивом развитии, в которых представляется информация о Планах мероприятий по ООС, эмиссиях в окружающую среду, выбросах парниковых газов и т.д. Казахстанские компании ежегодно участвуют в «Рейтинге открытости экологической информации нефтегазовых компаний», организованном CREON Group и Всемирным фондом дикой природы в партнерстве с Национальным Рейтинговым Агентством, Программой ООН по окружающей среде (ООН–Окружающая среда, ЮНЕП), CREON CapitalS.a.r.l. и ЕС. По итогам 2020 года вышеперечисленные компании являются лидерами рейтинга среди казахстанских компаний, а КМГ уже четвертый год подряд возглавляет рейтинг. РАВНОСИЛЬНЫ ЛИ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМ? ИЛИ ДАВЛЕНИЕ УСИЛИЛОСЬ ТОЛЬКО НА НЕФТЕГАЗ? На первый взгляд основные требования к нефтегазовой отрасли предъявляются такие же, как и к другим отраслям. Однако, как было отмечено ранее ввиду существенной разницы ставок платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников и выбросы аналогичных загрязняющих веществ от сжигания газа на факелах, возрастает и финансовая нагрузка с учетом поэтапного повышения ставок платы за эмиссии и зависимости размера ставок при расчете штрафных санкций. ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ЛИ КАКИЕ-ТО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СБОРЫ В БЮДЖЕТ, ЕСЛИ НЕТ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОМОГЛИ БЫ ТАКОВЫЕ СДЕЛАТЬ ОТРАСЛЬ БОЛЕЕ ЭКОЛОГИЧНОЙ? В настоящее время все поступления экологических платежей (плата за эмиссиив окружающую среду, штрафы, компенсация нанесенного вреда окружающей среде, платежи за природопользование) не имеют целевой направленности.Как было отмечено ранее, экологическими реформами предусмотрено поэтапное увеличение ставок платы за эмиссии для объектов 1 категории, будут увеличены суммы штрафных санкций, вводится новый вид штрафных санкций – сумма экономической выгоды, а также новый вид взыскания –пеня за неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений (10 МРП за каждый просроченный рабочий день). При этом экологическими реформами предусмотрено расходование поступающей в местные бюджеты платы за эмиссии в окружающую среду на природоохранные мероприятия (озеленение, реконструкцию и строительство канализационных очистных сооружений, очистку русел рек и т.п.) в размере 100% от поступлений. Однако все эти поступления, какими бы они не были не идут на повышение экологичности промышленности, в т.ч. нефтегазовой отрасли. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ? СТАЛО ЛИ ОНО БОЛЕЕ ЖЁСТЧЕ? ЕСТЬ ЛИ ЗАДЕЛ ДЛЯ ЕЩЁ БОЛЕЕ ЖЁСТКИХ МЕР? Ключевая идея реформирования экологического законодательства – гармонизация со стандартами стран ОЭСР. В силу ряда причин, в т.ч. специфики законодательства РК, полное дублирование стандартов стран ОЭСР невозможно и нецелесообразно. Действующий Кодекс 2007 года также разрабатывался с учетом международных требований конвенций и соглашений. Однаков него 63 раза вносились поправки, и в целом потребовалось его обновление.С 1 июля 2021 года Кодекс вступит в силу, и по всей вероятности его практическое применение обозначит возможные проблемы и недочеты, которые потребуют дальнейшего совершенствования норм Кодекса. Однако, очевидно, что новое экологическое законодательство стало более жестким и его дальнейшее ужесточение может быть непосильным для отрасли.