К 30-летию Независимости Казахстана | 15 апреля 14:44

Камбаратинская ГЭС-1: шаг навстречу энергонезависимой Центральной Азии

Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан объединяют усилия для реализации транснационального проекта строительства и эксплуатации Камбаратинской гидроэлектростанции

Информация об этом опубликована на портале Открытые НПА. Цель - взаимовыгодное сотрудничество для разработки и функционирования ГЭС на реке Нарын в Кыргызской Республике.

Как явствует из документа, в числе основных договоренностей - полные гарантии закупки электроэнергии, производимой ГЭС, органами, назначенными сторонами; коллегиальное принятие всех важных решений; контроль над режимом функционирования станции для обеспечения выпуска водных ресурсов в объемах, о которых было договорено между странами.

Также будет основана новая акционерная компания на территории Кыргызстана (в соответствии с местным законодательством), в которой кыргызская сторона будет владеть 34% акций, а казахстанская и узбекская - по 33%.

Проект будет реализован в соответствии с отдельными соглашениями, которые будут детализировать все условия после того, как будет обновлен и одобрен проект ТЭО. После завершения срока реализации все акции и имущество, связанные с Камбаратинской ГЭС-1, перейдут в собственность Кыргызской Республики.

Согласно деталям, опубликованным казахстанскими энергетическими органами, в условиях договоренностей между энергетическими и водохозяйственными структурами двух государств, начиная с сентября 2023 года до апреля 2024 года включительно, Кыргызстан получит от Казахстана до 1,5 млрд кВтч электроэнергии.

Уточняется, что сторонами было подписано соглашение на предоставление планируемых объемов электричества в часы, когда в электросети Казахстана наблюдается избыток мощности.

Экспортируемое электричество будет использоваться для поддержания необходимого уровня воды в Токтогульском водохранилище, что впоследствии обеспечит южные районы Кыргызстана водой в ирригационный сезон. Распределение полученной электроэнергии внутри Кыргызстана остается в компетенции местных энергетических властей.