По данным компании, за 9 месяцев общая погрузка угля выросла на 4% к прошлому году и составила 76,6 млн. тонн. Для казахстанских потребителей перевезено 53,5 млн. тонн, что на 2% выше уровня 9-ти месяцев 2020 года. В том числе на основные ТЭЦ Казахстана отгружено 47,4 млн. тонн твёрдого топлива, для населения - 6,1 млн. тонн.
«В первую очередь, железная дорога закрывает в полном объеме потребности ТЭЦ и населения. Незначительное отставание от нашего плана связано с тем, что южные регионы Казахстана только начали подавать заявки на поставку угля, так как на юге страны наблюдается относительно теплая погода. При этом северные регионы Казахстана полностью обеспечены коммунально-бытовым углем», - констатировал спикер.
В сентябре железнодорожным транспортом перевезено 8,8 млн. тонн каменного угля, что на 3,7% выше показателя аналогичного периода прошлого года. В том числе на экспорт в страны СНГ погружено 2,7 млн. тонн твердого топлива. Внутри страны перевезено 6,1 млн. тонн. Рост к прошлому году составил 5,4%. Из них в адреса теплоэлектроцентрали доставлено 5 млн. тонн, что на 8,5% выше, чем в сентябре 2020 года.
По состоянию на 5 октября на действующих в стране 28 ТЭЦ нормативный запас угля обеспечен.
«Работа по погрузке угля в адрес ТЭЦ находится на ежесуточном контроле, организованы кольцевые маршруты. Обеспечение грузовыми вагонами проводится на должном уровне», - отметил К.Кобесов.
«На сегодняшний день парк полувагонов, находящегося на сети железной дороги РК, имеется в достаточном количестве. Грузоотправители своевременно провели договорную работу по аренде полувагонов и вошли в угольный сезон заблаговременно без опозданий. Это положительный факт, который следует отметить», - сказал спикер.
На территории Казахстана насчитывается более 64 тыс. полувагонов, из них 55% задействовано в перевозке твердого топлива. В том числе свыше 21 тыс. полувагонов находятся в собственности «дочки» АО «НК «ҚТЖ» - АО «Қазтеміртранс», из них 66% привлечены для перевозки угля.
Повышения тарифа на перевозку угля не было и до конца года не планируется. При этом, тариф на перевозку угля в пять раз ниже ставки на транспортировку черных металлов, в 2,5 раза ниже лесных грузов.
К.Кобесов призвал грузоотправителей соблюдать нормы погрузки угля на собственных тупиках. По его словам, данная мера позволит восполнить «упущенные выгоды». К примеру, на подъездных путях ТОО «Востокугольпром» при норме 15,6 часа вагоны простаивают 18 часов, в среднем в сутки недогружаются 18 вагонов или 1260 тонн угля. По итогам месяца упущенная выгода составит 38 тыс. тонн. По АО «Шубарколь Комир» при норме 24 часа вагоны ждут погрузку 36 часов, ежесуточно 68 вагонов недогружено или 4 760 тонн, упущенная выгода 143 тыс. тонн по итогу одного месяца.
В преддверии отопительного сезона по традиции возобновляют работу - в центральном аппарате АО «НК «ҚТЖ» оперативный штаб по перевозке угля, в отделениях дорог - оперативные группы. Заседания штаба проводятся на еженедельной основе с участием отправителей угля. Штаб контролирует оборот вагона, принимает меры по сокращению простоев вагонов под грузовыми операциями.
Кроме того, в этом году в отделениях дорог созданы мониторинговые группы, которые осуществляют сбор информации по наличию угля на подъездных путях угольных тупиков, выявляют проблемные вопросы и совместно решают их.
«Все службы железной дороги работают 24 часа в сутки. Мы готовы к диалогу и оперативно реагировать на все возникающие вопросы», - резюмировал К.Кобесов.