Для Казахстана и Узбекистана особый интерес представляет Кавказский транспортный коридор, который будет состыкован с Транскаспийским, что дает возможность увеличить переброску грузов через черноморские порты Грузии, средиземноморские турецкие порты в Европу.
О важности развития Транскаспийского маршрута президент Касым-Жомарт Токаев говорил в ходе четвертой консультативной встречи глав государств Центральной Азии, состоявшейся в конце прошлой неделе на Иссык-Куле. По его словам, необходимо повышать транспортную связанность регионов и последовательно улучшать условия транзита. «Даже беглый взгляд на карту говорит об уникальном географическом расположении Центральной Азии на стыке России, Китая, Южной Азии, Ближнего Востока и Южного Кавказа. В новых геополитических реалиях роль нашего региона в продвижении и развитии трансконтинентальной торговли стремительно возрастает. В этих условиях Казахстан активно развивает Транскаспийский международный транспортный маршрут. С 2017 года перевозка контейнеров по маршрутам данного коридора выросла почти в три раза – до 25 тыс.», – подчеркнул Токаев.
По указанному маршруту в будущем может пойти и казахстанская нефть. Под эту задачу власти страны намерены трансформировать казахстанские порты, соединив их с черноморскими. Планируется, что в 2022–2023 годах через Батумский нефтяной терминал пройдет около 2 млн т нефти и нефтепродуктов казахстанского происхождения. Таким образом, Грузия становится одним из основных звеньев в этом логистическом маршруте.
В общих чертах перспективы расширения сотрудничества Грузии с Казахстаном обсуждались президентом Токаевым и премьером Гарибашвили на полях Катарского экономического форума в Дохе 21 июля. Казахстанский лидер обратил внимание на важность совместной работы в осуществлении грузовых перевозок между двумя странами с использованием потенциала казахстанских портов Актау и Курык с Батумским морским портом. «Грузия располагает большими резервами в плане увеличения поставок как в Казахстан, так и в другие страны Центральной Азии. Мы готовы к самой тесной кооперации в этом направлении», – подчеркнул Токаев. Детали же партнерства будут обсуждены в ходе предстоящей встречи грузинского премьера с казахстанскими властями.
Вопросы логистики были главными и на переговорах Гарибашвили в Ташкенте неделей раньше. На встрече с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым обсуждались вопросы эффективного задействования транзитного потенциала, в том числе инфраструктуры портов Поти и Батуми при транспортировке узбекистанских грузов. Об этом сообщила пресс-служба узбекского президента. По словам Гарибашвили, Грузия для усиления своей роли логистического центра участвует в проектах железной дороги Баку–Тбилиси–Карс, транспортного маршрута Черное море – Каспий и занимается строительством автомагистрали Восток–Запад внутри страны (Европейская транзитная дорога Е-60). Таким образом, у Узбекистана есть все возможности для использования портовых мощностей Грузии для выхода на потребительский рынок Европейского союза.