К 30-летию Независимости Казахстана | 04 августа 09:32

Казахстану неизбежно придется решать вопросы по диверсификации поставок нефти из-за роста добычи - глава Минэнерго

Казахстану неизбежно придется решать вопросы по диверсификации поставок нефти из-за роста добычи, рассматриваются маршруты в Китай, через Каспий и морским путем в Иран, сообщил министр энергетики республики Болат Акчулаков - передает interfax.kz.

"К середине 2024 года ожидается рост добычи нефти до 100 млн тонн. Поэтому нам неизбежно придется решать вопросы по наращиванию наших транспортных возможностей", - сказал Акчулаков на брифинге. По его словам, несмотря на то что направление по "Каспийскому трубопроводному консорциуму" (КТК) и является наиболее экономически эффективным для отгрузки казахстанской нефти, растущие объемы нужно диверсифицировать и использовать иные маршруты. "У нас есть два основных направления: на восток (Китай) и через Каспий, в случае согласия наших партнеров на покупку объемов нефти. Есть также возможности поставки морским путем в Иран, но это небольшие операции, которые исторически имели место в Казахстане (до 5 млн тонн)", - добавил министр. Акчулаков также отметил, что переговоры по диверсификации маршрутов поставок нефти ведутся совместно с иностранными компаниями, ведущими добычу углеводородов в стране. "Все коллеги, компании, партнеры - мы все собираемся очень часто и обсуждаем, ведем переговоры детальные, именно на техническом уровне", - сказал министр. Он также уточнил, почему глава государства дал поручение проработать Транскаспийский маршрут именно с привлечением партнеров по Тенгизу. "Почему было сказано про Тенгиз, я упомянул, что к середине 2024 года мы ожидаем рост добычи нефти до 100 млн тонн в год. Это как раз за счет того, что на Тенгизе будет закончен проект будущего расширения, который даст дополнительно12 млн тонн нефти сразу. Понятно, что этот источник и объем рассматривается как ранее не предусмотренный", - отметил он. Ранее финансовый директор Shell Шинед Горман сообщила, что компания с партнерами работает над альтернативными маршрутами экспорта нефти из Казахстана. Как сообщалось, в начале июля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил "КазМунайГазу" проработать оптимальные варианты реализации Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) в целях диверсификации поставок казахстанской нефти. ТМТМ - международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. Частью коридора является введенная в эксплуатацию железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. В настоящее время основной экспортный маршрут для казахстанской нефти - система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). На нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Мощность трубопровода - 67 млн тонн нефти в год. О необходимости развития альтернативного маршрута для экспорта нефти в Казахстане заговорили после сообщений о возможной приостановке работы морского терминала КТК по решению суда для устранения нарушений экологического законодательства. Этому предшествовали ограничения работы причальных установок в связи с обследованием акватории на наличие взрывоопасных объектов (мероприятия не повлияли на выполнение графика отгрузок КТК), а также мартовская остановка отгрузок с причалов КТК из-за последствий шторма, продлившаяся почти месяц.