Крупнейшим игроком казахстанского рынка телекоммуникаций, совместно с мобильными операторами связи разработан и запущен проект геолокационной Big Data-аналитики. Проект нашел свою нишу в сфере борьбы с распространением COVID-19 и сейчас проходит успешную апробацию в Алматы.
С помощью обезличенных данных абонентов акимат южной столицы получил возможность отслеживать внутреннюю миграцию населения в режиме реального времени, накладывать эти перемещения на статистику заболеваемости – и вычислять районы потенциальных вспышек заболевания за счет анализа звонков на горячую линию по короновирусу. Это позволяет городским властям принимать превентивные меры к воспрепятствованию распространения вируса. Результат: в настоящее время Алматы находится в «зеленой», безопасной зоне.
По мнению главного директора по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманова, платформа Big Data-аналитики по ходу ее практического применения прирастает новыми инструментами.
«Мы можем говорить о возможности контролировать ситуацию по COVID-19, используя большие данные, источником которых могут быть любые ресурсы. Мы научились их коррелировать, обрабатывать, привязывать к геосистемам, к государственным базам данных, к активности бизнеса», - поясняет представитель национального оператора.
Аналитика позволяет обеспечивать надлежащий уровень контроля за средствами индивидуальной защиты, соблюдением дистанции между гражданами и, как результат, не допускать всплеска заболеваемости, а если этот всплеск все же произошел - поможет точно определить его локацию.
Платформа контроля ситуации по COVID-19 опирается не только на данные систем операторов, но и на искусственный интеллект видеонаблюдения, позволяющий распознать пассажиров общественного транспорта, нарушающих «масочный режим». Статистическая информация отправляется в ситуационный центр для оперативного управления автобусными парками города: увеличение количества автобусов, точечная работа с водителями по предупреждению пассажиров. По результатам работы зафиксировано снижение числа нарушений от 45 до 65%.
Но платформа Big Data-аналитики имеет более широкие возможности, чем использование в эпидемиологическом мониторинге. Технология позволяет сформировать экономический «портрет» любого населенного пункта, денежный оборот в том или ином районе, число продаж в каждой торговой точке в любое время ее работы. В основу работы системы положен анализ транзакций 70 тысяч коммерческих организаций.
Система представляет интерес не только для налоговых служб, но и для бизнеса, так как с ее помощью можно планировать открытие новых торговых точек, обеспечивающих высокие уровни продаж, сокращать затраты на логистику и более эффективно выстраивать работу персонала. Анализ больших данных позволяет вычислить пик и объемы покупательского спроса на ту или иную продукцию.
В планах «Казахталекома» дальнейшая разработка оригинальных решений для развития экономики страны.
«Можно сказать, что «Казахтелеком» уже стал платформой для оцифровки других отраслей экономики и их перехода на новые механизмы взаимодействия с потребителями», - поясняет представитель компании.
«Казахтелеком» является крупнейшим оператором видеонаблюдения в стране и, благодаря этим ресурсам многие компании уже сегодня получили цифровой инструмент обеспечения безопасности в своих офисах, что позволило им минимизировать затраты на охрану.
Также «Казахтелеком» выстроил крупнейшую энергоэффективную сеть IOT («интернета вещей») LoRa по всему Казахстану для масштабирования решений «умного города»: контроля степени атмосферного загрязнения населенных пунктов, автоматизации жилищно-коммунального хозяйства и удаленного сбора показаний приборов учета.
Сеть LPWAN развернута в 14 городах страны, с зоной покрытия более 5 тысяч квадратных километров и охватом 1,8 миллиона домохозяйств, хозяева которых могут устанавливать счетчики с удаленной отправкой в коммунальную компанию показаний, а также инсталлировать дополнительное оборудование для управления системами жизнеобеспечения своего дома из любой точки мира.
С начала прошлого года «Казахтелеком», перевел взаимодействие с большей частью своих абонентов в онлайн-режим, и готов поделиться своими наработками в этой сфере со всем бизнесом республики.
«Мы сейчас большой интегратор для работы в социальных сетях и в мессенджерах, таких как WhatsApp, мы организовываем для казахстанского бизнеса сервис WhatsApp-бизнес, когда взаимодействие с клиентами переносится из сложных электронных систем на привычные системы взаимодействия», - считает Нурлан Мейрманов.