КТЖ совместно с АО «Самрук-Казына» привлекла международных консультантов и глобальных координаторов компаний Citi, JP Morgan и Societe Generale для проведения IPO. При этом, планируется провести реформу железнодорожной отрасли путем пересмотра тарифной системы. По мнению Сауранбаева, повышение тарифов позволит снизить долг и повысить доходность от вложенных инвестиций на IPO.
«Нужен гарантированный долгосрочный тариф, без возможности влияния на него. Ни у кого из инвесторов по объему сомнений нет – Казахстан находится на стыке таких больших экономических центров, как Китай, Россия, Европа. Объем есть, нужна гарантия нужен только тариф для рентабельности», - заявил Сауранбаев.
Также одним из условий повышения привлекательности потенциальных инвесторов является предоставление КТЖ эксклюзивных прав на транзитные перевозки. Особенно на фоне того, что Казахстан выступает транзитным хабом, который дает мультипликативный эффект на всю экономику. Отмечается, что до 85% железнодорожной инфраструктуры строится с местным содержанием – КТЖ самостоятельно выпускает рельсы, шпалы, щебень и обслуживающие элементы.
Сауранбаев отметил, что среди стран СНГ Казахстан имеет самые низкие уровни тарифов. Это снижает окупаемость перевозок и создает проблемы в привлечении инвестиций на развитие железнодорожной инфраструктуры.
«Тарифы в Казахстане в среднем в шесть раз ниже, чем в Таджикистане, в пять раз ниже, чем в Армении, и, примерно, в два раза ниже, чем в России», - сказал председатель КТЖ.
Отмечается, что КТЖ осуществляет субсидирование смежных отраслей экономики за счет низких тарифов на перевозку грузов, в том числе социально-значимых: до 70% грузов в регулируемых перевозках осуществляется ниже себестоимости.
Однако несмотря на низкий уровень тарифов, компания работает над повышением эффективности. Динамика основных производственно-финансовых показателей отражает положительные результаты. Так, чистая прибыль за период 2021-2023 годы увеличилась с 120,6 млрд. тенге в 2021 году до 136,8 млрд. тенге в 2023 году, показатель EBITDA вырос на 21%, выручка на 45%, тарифный грузооборот на 12%.
«Для развития транзитного потенциала нужны громадные деньги, идет конкурентная борьба за транзитные преимущества. Каждый глобальный игрок имеет программу, для привлечения денег необходимо участие глобальных финансовых институтов и инвесторов. Сейчас мы реализуем строительство трех проектов, из ключевых это путь Достык-Мойынды. Китай — это огромная страна, большой финансово-экономический центр, с которым надо работать. У нас столько экспортеров, которые хотели бы поставлять товар в эту страну, но не могут. Мы взяли 534 миллиарда тенге кредита и его возвращаем, то есть первые два года мы выплачиваем 20% из этого в виде налогов. В течение 20 лет мы покрываем эти деньги. Государство в виде доходов от горнорудных компаний получит порядка 4 триллиона тенге, как дополнительный доход за счет возможностей экспорта», - заявил Сауранбаев.