Причем показатели отрасли обещают расти, поскольку ее потенциал еще не раскрыт полностью. Создаются новые международные маршруты, разрабатываются технологические решения для улучшения перевозочных процессов, покоряются новые рынки.
Значительные успехи делает Казахстан и в развитии морского торгового судоходства. Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот» за 20 лет существования зарекомендовала себя как надежный перевозчик на Каспийском секторе, доминирующий по объему перевозок.
По итогам первого полугодия, несмотря на сложившиеся сложные экономические условия во всем мире, казахстанский национальный морской оператор сумел значительно перевыполнить запланированные показатели перевозок. В период с января по июнь 2020 года «Казмортрансфлот» транспортировал в целом более 4,8 млн тонн нефти, тогда как планировалось перевезти 2,9 млн тонн (выполнение 168%).
«Казмортрансфлот» вышел в открытые моря в 2008 году. Сначала мы работали с зафрахтованными судами. А в 2011-м приобрели два танкера типа Aframax «Алтай» и «Алатау», каждый дедвейтом 115 тыс. тонн. За короткое время небольшой казахстанской компании удалось показать уровень своей работы и завоевать доверие клиентов на международном уровне. Сегодня мы уже можем конкурировать в открытых морях. За полгода мы перевезли почти 4,6 млн тонн нефти в Черном и Средиземном морях. Перевыполнение плана составило 173%. Такого показателя нам удалось достичь за счет привлечения зафрахтованных судов для перевозки нефти КМГ Интернэшнл», – рассказывает Генеральный директор ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» Айдар Оржанов.
Что касается транспортировки нефти в Каспийском регионе, то объем перевозок здесь составил порядка 329 тыс. тонн. При этом 266 тыс. тонн – из Актау в Махачкалу. Производственные показатели выполнены на 122%.
Отдельного внимания заслуживают перевозки по фидерной линии «Актау – Баку – Актау», которую «Казмортрансфлот» запустил в минувшем году. Она является частью Транскаспийского международного транспортного маршрута, в международную ассоциацию которого в 2018 году вступил и КМТФ.
«Весной 2019 года из порта Актау отправился сухогруз «Туркестан», который мы номинировали для работы по данному направлению. Предстоял сложный путь, поскольку нам нужно было убедить потенциальных клиентов в стабильности и точности наших перевозок. Мы доказали грузоотправителям, что работать с «Казмортрансфлотом» выгодно и надежно», – вспоминает глава компании.
Вместимость фидерного судна «Туркестан» составляет 225 ДФЭ или 105 СФЭ контейнеров. Первая погрузка контейнеров состоялась в порту Актау 16 апреля 2019 года. Сейчас на линии «Актау – Баку – Актау» задействовано судно «Бекет ата» такой же вместимостью – 225 ДФЭ. А «Туркестан» в данный период отравляется из порта Актау в турецкий порт Самсун через водные пути Российской Федерации, груженый металлом. Его рейс займет порядка 12–14 дней.
По итогам первого полугодия 2020 года КМТФ перевез в направлении Актау – Баку – Актау уже более 6,6 тыс. контейнеров (ДФЭ). Как показывает анализ, основная часть загрузки приходится на порт Актау, откуда было перевезено почти 4,4 тыс. контейнеров (69%).
Учитывая популярность перевозок в направлении Китай – Европа – Китай повышается и востребованность Транскаспийского маршрута. Поэтому в КМТФ ожидают в дальнейшем повышающийся спрос на контейнерные перевозки по регулярной фидерной линии.
©Диляра Наримбетова