В компании «Казмортрансфлот» уверены, что подобный проект необходим для расширения деятельности на Каспии и других морях.
Сегодня страна увеличивает обороты по транспортировке нефти. Только в прошлом году казахстанские суда перевезли 10 млн 778 тысяч тонн чёрного золота. Это почти на 1,5 млн тонн больше, чем в 2022-м.
К слову, высоких показателей удалось достичь благодаря началу экспорта нефти через порт Актау, а также транспортировке нефти ТШО в открытых морях. Танкер «ТК Актау» на своем борту перевозит казахстанскую нефть через Каспий. Тенгизское черное золото регулярно отправляется в порт Баку. Первый за последние 8 лет рейс в Азербайджан совершили в апреле прошлого года. Кроме того, были проведены важные переговоры между крупными компаниями – «КазМунайГаз» и «Шеврон». Отечественный флот начал транспортировать нефть ТШО через Каспийский трубопроводный консорциум в порт Новороссийска.
«На сегодняшний день деятельность КМТФ охватывает транспортировку нефти по Каспийскому морю, а также по открытым морям – это в основном маршруты по Черному и Средиземному морям», - рассказывает генеральный директор ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» Айдар Оржанов.
В конце 2023 года компания совместно с арабскими партнерами AD Ports приобрела два новых танкера – Taraz и Liwa, которые на данный момент транспортируют нефть по маршруту Актау-Махачкала. В этом году данные суда после установки дополнительного оборудования будут переориентированы на маршрут Актау-Баку.
Казахстан расширил своё сотрудничество с Объединёнными Арабскими Эмиратами. Трёхлетний контракт на аренду казахстанских буксиров заключили дочерние компании «КазМунайГаз» и Abu Dhabi Ports Group. Теперь суда «Казмортрансфлота» ходят по Персидскому заливу.
«В прошлом году КМТФ инициировал проект «Строительство трех танкеров дедвейтом 12 000 тонн» для транспортировки нефти в Каспийском море. Конечно, для развития торгового флота необходим судостроительный завод. На данный момент мы рассматриваем вопрос строительства судоверфи в Казахстане», - пояснил Айдар Оржанов.
Эксперты рассказывают, что создание собственного предприятия, где будут ремонтировать и строить корабли, предоставит большие возможности для Казахстана. Местные специалисты смогут обеспечить комплексный цикл обслуживания морского транспорта.