Как отмечают в КТМФ, по итогам прошлого года общий объем транспортировки нефти составил 9 855 тыс. тонн нефти или 177% по отношению к плановому показателю (5 580 тыс. тонн). При этом, объем транспортированной нефти по Каспию составил 537 тыс. тонн или 99% по отношению к плановому показателю (540 тыс. тонн), а в открытых морях объем транспортировки составил 9 318 тыс. тонн или 185% от плана (5 040 тыс. тонн), в том числе на Черном море – 3 546 тыс. тонн и на Средиземном море – 5 772 тыс. тонн.
По итогам 2021 года перевалка нефти в порту Актау составила 2 111 тыс. тонн, из которых доля транспортировки КМТФ составила 526 тыс. тонн. В компании транспортировкой сырой нефти занимаются два танкера Афрамакс, вместимостью до 115 тысяч тонн каждый. На данный момент эти танкеры осуществляют перевалку нефти в открытых морях по маршруту Новороссийск - порты Черного и Средиземного морей. Кроме этого, суда КМТФ задействованы и в других проектах и направлениях.
«В рамках проекта «North Caspian Operating Company N.V.» по дноуглубительным работам в Северной части Каспийского моря на месторождении «Кашаган» у КМТФ работают морские буксиры «Иргиз», «Талас» и «Эмба», а также плавучая гостиница «Оазис». В прошлом году кампания длилась с мая по ноябрь, а в этом году мы планируем приступить к реализации проекта с марта по август», - рассказывает советник генерального директора КМТФ Куаныш Есетов.
Спрос рождает предложения
Тем временем, стоит отметить, что КМТФ является морским оператором фидерной линии Актау-Баку-Актау, запущенной в апреле 2019 года в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). С начала запуска этой линии компания перевезла более 38 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ). Только за весь прошлый год компания на маршруте ТМТМ транспортировала 17 722 контейнеров ДФЭ, из которых 13 153 по направлению порт Актау – порт Баку и 4 569 из порта Баку в порт Актау. Помимо этого, в прошлом году флотом КМТФ было перевезено 105 тыс. тонн генеральных грузов, среди которых полиэтилен, карбамид, паллеты с полиэтиленом, проектные грузы и другая номенклатура товаров. Помимо этого, суда КМТФ задействованы в перевозке зерна. Как правило, экспорт зерна начинается весной и если судов не хватает, то компания на этот период увеличивает их количество.
Между тем, учитывая высокий спрос на контейнерные суда в Каспийском регионе, в этом году в КМТФ принято решение начать модернизацию второго специализированного судна под контейнеровоз.
«В свое время для проекта будущего расширения «Тенгизшевройл» было построено три судна для перевозки модульных конструкций. Однако, когда этот проект завершился, встал вопрос, где использовать эти суда в дальнейшем. На тот момент у нас уже имелась налаженная контейнерная линия по маршруту Актау-Баку-Актау. И тут выяснилось, что суда, задействованные ранее в проектах Тенгизшевройла, идеально подходят для перевозки контейнеров. Им требуется лишь некоторая модификация. Поэтому в компании решили переоборудовать судно «Барыс» в судно-контейнеровоз. Примечательно, но сегодня на фидерной линии наши показывают высокую эффективность, так как они перевозят самое большое количество контейнеров. Так, модернизированное судно «Барыс» вмещает 350 контейнеров ДФЭ. В этом году мы планируем модернизировать под контейнеровоз второе судно. При благоприятных стечениях обстоятельств на полную модернизацию судна уйдет от 4 до 6 месяцев. Если все пойдет по плану, то уже к осени мы запустим его на линию», - говорит Куаныш Есетов.
При этом количество грузоперевозок после ввода второго судна увеличится сразу в два раза. Более того, в КМТФ отмечают, что если грузопоток сохранится и будет нарастать, то компания готова переоборудовать и третье судно.
Тем временем, как отмечают в компании, введенные санкции ряда стран в отношении России пока ни никак не отразились на количестве и направлениях перевозок в Казахстане. В настоящее время танкеры КМТФ перевозят нефть в прежнем режиме, заходя во все порты без каких-либо препятствий. То же самое касается и остальных грузов и судов.
Расширяя горизонты
Стоит отметить, что в компании немаловажную роль отводят и новым направлениям. Так, в ноябре прошлого года в г. Абу-Даби между КМТФ и компанией Abu Dhabi Ports подписано соглашение о создании совместного предприятия для нефтяных операций. А уже в марте текущего года Казахстан и Азербайджан обсудили проект создания совместного предприятия для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута. Встреча прошла в Баку, на которую в составе казахстанской делегации приехали и представители КМТФ.
«Новое СП позволит решить вопросы сквозного тарифообразования и декларирования грузов, применить единые IT-решения и консолидировать транзитные грузы на данном маршруте. Во время беседы с министром экономики Азербайджана Микаилом Джаббаровым, главным исполнительным директором Азербайджанского инвестиционного холдинга Русланом Алихановым, временно исполняющим обязанности президента - первым вице-президентом SOCAR Ровшаном Наджафом и другими официальными лицами представители казахстанской делегации отметили актуальность переориентации экспортных грузопотоков из Казахстана в Европу по транскаспийскому маршруту», - рассказали в КМТФ.
Стороны обозначили значительный потенциал сотрудничества в сфере транспортировки нефти через Азербайджан, что может стать альтернативой существующим маршрутам.
Кроме этого, состоялась встреча казахстанской делегации с министром цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики Рашадом Набиевым.
«В ходе встречи были проведены обсуждения по унификации транспортных тарифов по коридору, синхронизации таможенных процедур для увеличения объемов грузоперевозок по международным транспортным коридорам, проходящим через страны. Было отмечено, что происходящие в регионе события и геополитическая ситуация создали новую реальность. Уже есть риск того, что спрос превысит предложение, и эти факторы в конечном итоге повлияют на конечного потребителя. Так, увеличится как стоимость поставки, так и период ожидания. Эта реальность диктует рассмотрение новых рамок сотрудничества и налаживание транзитно-транспортного сообщения», - поделились перспективами в КМТФ.
По итогам встречи был подписан протокол о создании совместного предприятия и осуществления транспортно-логистической деятельности между АО «Самрук-Казына» и Министерством цифрового развития и транспорта Азербайджана.
Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау
Фото ТОО НМСК «Казмортрансфлот»