К 30-летию Независимости Казахстана | 14 июня 10:43

КазМунайГаз решает проблему дефицита дорожного битума

Аналитический материал, содержащий краткий обзор мероприятий, проводимых руководством КазМунайГаза и его дочерней компанией Caspi Bitum, опубликован на официальном сайте КМГ

Отмечено, что по итогам 2023 года актауский завод «Caspi Bitum» произвел почти 360 тысяч тонн дорожного битума, Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) выпустил за прошлый год до 289 тысяч тонн дорожного битума. Плюс к этому битум производят еще два частных завода. В целом по стране ежегодно производится около 1 миллиона тонн дорожного битума.

Авторы обзора обращают внимание на тот факт, что потребление битума в Казахстане носит сугубо сезонный характер, обусловленный климатическими условиями региона и коротким сезоном активного ведения дорожных и строительных работ. «Начиная с глубокой осени и до начала весны этого нефтепродукта на заводах в избытке, поскольку в этот период дорожникам он не нужен. А летом вся страна в поиске битума. Производители призывают дорожников: «Берите равномерно в течение всего года!» Ведь планы дорожно-строительных работ на предстоящий год формируются заблаговременно и утверждаются программами дорожного строительства, на крупные дороги действуют долгосрочные контракты с дорожниками», - указывается в материале.

 

Фото пресс-службы Caspi Bitum

Крупные трейдеры, у которых есть свои хранилища, могли бы покупать битум зимой, а летом реализовывать с рыночной наценкой — когда итоги госзакупок становятся ясны и битум становится нужен всем. Тут нужно заметить, что для накопления битума (в зимнее время) и использования в пиковые периоды в стране уже действует порядка 40 битумных «ям», общим объемом хранения свыше 200 тысяч тонн. Также одним из крупных частных трейдеров битума планируется построить современную терминальную сеть с общим объемом хранения 90 тысяч тонн в городах Актобе, Алматы и Караганда. Иными словами, со стороны трейдеров в Казахстане наличествует разумный рыночный бизнес-подход, нацеленный на решение общеэкономической проблемы. Кроме того, КМГ, ПНХЗ и CaspiBitum прорабатывают вопрос реализации проекта по специальным резервуарам хранения битума. Проще говоря, прилагаются разносторонние системные усилия для закрытия темы с дефицитом.

 

Фото пресс-службы Caspi Bitum

Однако производство битума сдерживается и по другим субъективным причинам.

«К примеру, дорожники забирают летом битум только автомобилями-битумовозами вместо равномерной отгрузки через автоналивную и ж/д эстакады, что снижает ежемесячные объемы отгрузки битума при ограниченной пропускной способности автоналивной эстакады. Также часто может наблюдаться отсутствие своевременных заявок на отгрузку битума со стороны дорожников и трейдеров, что затоваривает заводские хранилища готовой продукции и препятствует ритмичному производству битума, обуславливая вынужденное снижение его производства заводами. Ситуацию усугубляет особые условия отгрузки битума: он отгружается только в горячем виде и при остывании не может быть отгружен вовсе», - отмечено в материале.

Для улучшения ситуации предлагается рассмотреть следующие варианты.

Долгосрочные контракты: если дорожные компании заключат долгосрочные контракты, это позволит им лучше планировать свои потребности в битуме и равномерно распределять его закупку на протяжении всего года.

 

Фото пресс-службы Caspi Bitum

Государственная поддержка: государство могло бы предоставить субсидии или налоговые льготы для строительства битумохранилищ. Это позволит дорожным компаниям и трейдерам хранить битум и использовать его по мере необходимости, что снизит зависимость отрасли от сезонных колебаний цен. Также одной из основных проблем в логистике битума является его затоваривание, особенно в периоды пикового спроса, такие как дорожно-строительный сезон. Битумные терминалы решают и эту проблему, предоставляя дополнительные складские мощности для хранения битума. Это позволяет стабилизировать спрос на битум в периоды его роста и снижения.

Регулирование цен: можно ввести госрегулирование цен на битум в периоды высокого спроса, чтобы предотвратить спекуляции и удерживать цены на приемлемом уровне. Собственно, КазМунайГаз и так уже ежегодно проводит политику сезонного сдерживания цен на битум, произведенный его двумя заводами, однако в условиях либерализации экономики и четких сигналов Главы государства о снижении доли влияния государства на рынок данная мера идет в разрез с интересами бизнеса.

Фото пресс-службы Caspi Bitum

Важно только помнить, что любое решение должно быть сбалансированным и учитывать интересы всех сторон: дорожных компаний, производителей битума и, конечно же, общества в целом.

В январе 2024 года на установке производства битумов ПНХЗ введена в эксплуатацию новая печь, которая позволяет увеличить выпуск этого материала на 15%. Битум от ПНХЗ имеет хорошую растяжимость, которая сохраняется высокой даже после прогрева. Также среди его качеств хорошее сцепление, а это значит, что при изготовлении асфальтобетона не потребуются клейковидные добавки. Аналитический контроль над технологическими процессами и качеством товарной продукции на заводе осуществляет международная компания SGS, являющаяся мировым лидером в данной области. Выпускаемый битум ежедневно паспортизируется и проходит лабораторные испытания. Для подтверждения качества материал тестируется по 13 показателям.

«Caspi Bitum» также планирует увеличить выработку битума до 750 тысяч тонн в год. Планируемый срок запуска новых мощностей ожидается в 2025 году. Этот важный проект позволит полностью обеспечить внутренний рынок отечественным высококачественным дорожным битумом самых востребованных марок.