К 30-летию Независимости Казахстана | 07 ноября 10:20

Казпрофтранс: сделано немало, но впереди еще много работы

Роль профсоюза сложно переоценить, а особенно для АО «НК «ҚТЖ» как для самого крупного работодателя в реальном секторе экономики страны, где трудятся порядка 110 тысяч железнодорожников. Работники стальной магистрали с благодарностью отмечают, что по прошествии года, как вступил в силу Коллективный договор на 2024-2026 годы между АО «НК «ҚТЖ» и его трудовым коллективом,  они ощутили, насколько он  лучше предыдущей версии.

Действительно, в новом документе не только сохранили действовавшие нормы и гарантии, но и предусмотрели увеличение выплат и ряд других улучшений в пользу железнодорожников. И этой трудоемкой, кропотливой работой по инициированию, разработке и заключению важного для обеих сторон соглашения традиционно занимался отраслевой профсоюз. Именно коллективный договор – это главный инструмент реализации защитной функции профсоюза и показатель эффективности его работы.

По словам заместителя председателя ОО «Казпрофтранс» Жупарбека Сабитова, который более 20 лет посвятил профсоюзной деятельности, Коллективный договор – основной документ, регулирующий социально-трудовые отношения в компании.

- Важно, что АО «НК «ҚТЖ» – социально ориентированная, социально ответственная компания. Руководство уделяет особое внимание созданию благоприятного климата в коллективе, а Коллективный договор для работодателя – фактор социальной стабильности, позволяющий исключить или минимизировать трудовые споры, грамотно планировать свою работу и расходы. В документе определены все аспекты деятельности – занятость, нормирование, оплата и охрана труда, социальные гарантии и многое другое. К слову, в этот раз впервые в состав комиссии по новому Колдоговору со стороны профсоюза включили работников линейных предприятий из разных регионов страны. Особенно активно включились железнодорожники  Мангистауского региона. Они озвучили свыше 30 предложений, большинство из которых попали в проект Коллективного договора. А также изъявили желание участвовать в процессе переговоров и формирования документа, - отметил Ж. Сабитов.

При этом, каждый новый документ не должен ухудшать действующие нормы. Профсоюз, со своей стороны, всегда старается его улучшать по сравнению с тем же Трудовым кодексом и предыдущей редакцией. Расширяется список льгот и гарантий, чтобы железнодорожники чувствовали себя защищенными, профсоюзом контролируется выполнение всех обязательств и оказывается правовая поддержка.

Ранее выработкой проекта занимался исключительно Центральный Совет профсоюза. В этот раз в рабочую группу вошли лишь ключевые специалисты, курирующие вопросы безопасности и охраны труда, экономики и права, а также заместитель ОО «Казпрофтранс». Остальные 11 человек были приглашены с линии – представители разных профессий из Мангистау, Атырау, Алматы, Шымкента и других регионов.

В итоге, в нынешнем Коллективном договоре вместо двух (ко Дню работников транспорта, Дню Независимости) утверждено четыре единовременные премии к праздникам (дополнительно к Наурызу и Дню республики). В целом, изменения, направленные на улучшение социального пакета работников, детей работников, ветеранов и пенсионеров, социально уязвимых категорий, внесены во все основные разделы Коллективного договора.  В основном, они касаются увеличения размеров действующих социальных льгот.

- Если говорить о «стоимости» документа, то это дополнительно более пяти миллиардов тенге на социальную поддержку и плюс 9,8 миллиарда тенге к фонду оплаты труда. Так, к примеру, в два раза увеличена ежемесячная надбавка в связи с отменой бесплатных проездных билетов и льготного обеспечения топливом для работников, живущих на станциях 3-го, 4-го и 5-го классов. Премию 8 МРП к 8 Марта теперь получают также работницы, находящиеся в декретном отпуске.

До 15% увеличена доплата опытным работникам за наставничество  и до 25 % - за работу по обучению одного принятого или переведенного работника, - рассказал Жупарбек Сабитов.

Кроме того, увеличены средства на питание, в том числе установлена обязанность работодателя обеспечивать работников питанием во время снего-, водо-, пескоборьбы, ликвидации ЧС и при аварийно-спасательных работах.

Важными для мостовых мастеров и ремонтников искусственных сооружений стали изменения в пункте 9 подпункта 10 раздела Организации и нормирования труда – их добавили к списку профессий, чей оклад необходимо повышать на 15% при работе в сложных метеорологических условиях.

Профсоюзу удалось добиться и выплаты в полном объеме экологической надбавки всем железнодорожникам, проживающим и работающим в зоне бывшего Семипалатинского ядерного полигона, но при этом не имеющим специального экологического удостоверения. И это несмотря на то, что многие работники приехали в регион уже после закрытия полигона, однако они живут там уже много лет и, что называется, дышат тем же воздухом.

Много и других положительных изменений почувствовали железнодорожники в этом году. На протяжении всего этого времени Профсоюз старается максимально ознакомить работников с новым Коллективным договором – через отраслевую газету, сайт, соцсети и разъяснительные встречи. Также распечатаны брошюры, которые раздали работодателям и профсоюзным работникам, довели положения Колдоговора до работников на местах.

Быть членом  профсоюза выгодно!

К слову, практически 100% работников линейных предприятий вступили в профсоюз. Ведь быть членом  профсоюза выгодно. Помимо Коллективного договора, профсоюз и сам оказывает материальную и правовую поддержку, проводит культурно-массовые, благотворительные  мероприятия, организует досуг для детей работников.

При этом, профсоюз постоянно ведет работу по исполнению Колдоговора. Создаются специальные комиссии, которые посещают регионы, следят за соблюдением норм Коллективного договора. При выявлении нарушений стороне работодателя отправляется предложение об устранении в письменной форме. В течение 10 календарных дней нужно провести взаимные консультации и выработать решение, необходимое к исполнению.

Также именно Профсоюз занимается объективной оценкой аттестации рабочих мест, что способствует сохранению социальной стабильности. Один раз в 5 лет с участием представителей работников Профсоюза проводится плановая аттестация рабочих мест по условиям труда. Ими охвачены все железнодорожные подразделения линейного уровня на предприятиях КТЖ. Это непрерывный цикличный процесс.

Основная цель проведения подобных мероприятий – выявить соответствие условий труда работников различных производственных звеньев требованиям трудового законодательства и нормативных актов РК. К примеру за 2023 год аттестацией было охвачено более 13 тысяч работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.

Как правило, при проведении подобных мероприятий создается комиссия из числа представителей работодателя, в том числе службы охраны труда, нормировщиков, представителей работников – Профсоюза. В состав комиссии входит также сертифицированная профильным государственным органом специализированная организация, которая занимается аттестацией рабочих мест.

Оценку фактического состояния условий труда аттестационная комиссия производит на основании соответствия результатов измерений опасных и вредных производственных факторов санитарным правилам и гигиеническим нормативам, действующим на территории Республики Казахстан.

В этом году очередной плановой аттестацией был охвачен ряд железнодорожных предприятий Мангыстауского региона, а именно ПЧ-12 и ПТО ВЧД на станции Бейнеу. Результаты будут известны позже.

А ранее, к примеру, на станции Жанааул Карагандинской области, когда в 2021 г. по инициативе Профсоюза проводилась внеочередная аттестация рабочих мест приемосдатчиков груза и багажа, были выявлены факторы, которые отражались на сложности, тяжести труда работников. Соответствующая карта аттестации была передана работодателю, после чего  работникам была назначена 10% доплата.

Также можно привести пример с АО «Пригородные перевозки», где была инициирована внеплановая аттестация машинистов. Выяснилось, что при предыдущей аттестации, к примеру, не проводился хронометраж рабочего времени.  При повторной аттестации с учетом всех замеров был выявлен ряд факторов, влияющих на тяжесть работы машинистов, в результате чего были установлены доплаты за вредные условия труда.

Таким образом, роль профсоюза в нормотворчестве, вопросах сотрудничества и социальной поддержки работников трудно переоценить.

За прошедшие десятилетия Казпрофтранс прошел непростой путь и вырос в крупную, авторитетную организацию, объединяющую более 100 тысяч работников и ветеранов железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта. Он является одним из учредителей Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников стран СНГ и Балтии, Федерации профсоюзов Республики Казахстан, а также членской организацией Международной федерации транспортников.

Сегодня структура Казпрофтранс включает в себя 13 филиалов, 17 локальных профсоюзов, 315 первичных профсоюзных организаций, а также пять представителей Центрального Совета Профсоюза по Атыраускому, Мангистаускому и Семейскому регионам, Защитинскому узлу и АО «Кедентранссервис».

Идут годы, но неизменными остаются главные принципы и направления работы отраслевого профсоюза  –  защита трудовых прав,  социально-экономических интересов работников и ветеранов отрасли, законотворческая деятельность, решение вопросов охраны труда, разрешение трудовых конфликтов, благотворительность, развитие спорта, обучение, молодежная политика, международное сотрудничество .

Последовательная реализация обязательств и гарантий, установленных Отраслевым соглашением и Коллективными договором, позволяет сохранять стабильную работу железнодорожного транспорта. Взаимоотношения профсоюза с руководством АО «НК «Қазақстан темiр жолы», его дочерних организаций и структурных подразделений строятся по принципу равноправного социального партнерства.

Профсоюз — это коллектив и сила

- Как бы ни менялось наше общество, с какими бы глобальными вызовами мы ни сталкивались, основная функция, которую выполняет профсоюз, сохраняется – это защита социально-трудовых прав работников, членов профсоюза. Профсоюз – это коллективная защита каждого работника. К слову, профсоюз стал более привлекательным для молодежи. Ведь это, в первую очередь, возможность развития и реализации творческих, общественных навыков, своеобразный старт для молодых и мыслящих людей, - говорит наш спикер.

Как молодежь, так и старшее поколение железнодорожников благодарно ОО «Казпрофтранс» и за внимание к спорту. К примеру, в Кокшетау в сентябре открыли футбольное поле, до этого - в Атырау, на очереди - Арысь. А в Бейнеу и Павлодаре благодаря профсоюзу появились тренажерные залы, которые железнодорожники с удовольствием посещают, при этом - абсолютно бесплатно.

Недавно завершился футбольный турнир в Шымкенте среди работников компании, и таких мероприятий десятки. В этом году все они проходят под эгидой 120-летия железнодорожной отрасли Казахстана. А следующий год намечается провести под эгидой 120-летия старейшего отраслевого профсоюза.

Асель Шайхынова

Фото: Александр Жабчук