Глядя на обилие мониторов и схем, непосвященныйпосетитель может подумать, что попал в хакерский центр, каким его обычно показывают в фильмах. В центре помещения на огромном экране величиной во всю стену – электронная карта Казахстана, на которой изображена разветвленная сеть трубопроводов компании. По стальным артериям течет нефть.Каждый диспетчер находится в окружении множества мониторов. По ним специалисты отслеживают процесс транспортировки черного золота.
О работе управления рассказал начальник главного диспетчерского управления филиала «Центр управления транспортировкой нефти» Абай Бейсембаев. В системе АО «КазТрансОйл» он работает более 20 лет.
«Если сравнивать компанию с человеческим организмом, то главное диспетчерское управление является ее сердцем. Отсюда мы управляем технологическими процессами транспортировки углеводородного сырья, осуществляем поставку нефти от грузоотправителя до потребителя. На внутреннем рынке нефть поступает на четыре нефтеперерабатывающих завода в Атырау, Павлодаре, Шымкенте и Актау. На внешний рынок – направляется в РФ по магистральному нефтепроводу «Узень – Атырау – Самара» с дальнейшей поставкой в порты Черного и Балтийского моря, а также в Китай по магистральному нефтепроводу «Атасу-Алашанькоу» и в Узбекистан железнодорожными цистернами через ННЭ ГНПС «Касымова» и ННП «Шагыр» по магистральной железной дороге. Также компания транспортирует транзитную российскую нефть в КНР и Узбекистан», - рассказывает руководитель ГДУ.
Кто управляет процессом
Диспетчеры ГДУ дистанционно управляютпотоками нефти в 11 областях Казахстана. Вся система магистральных нефтепроводов компании разделена на технологические участки, начиная от Мангышлака до Атырау, от Павлодара до Шымкента. Всего их семь. В скором времени планируется открыть еще один.
На каждом участке - диспетчер, который осуществляет мониторинг и контроль процессов. Специалистпо электронным схемам контролирует параметры работы нефтепровода, состояние основного и вспомогательного оборудования. Он может изменять параметры в меньшую и большую сторону, в зависимости от планового задания.
Также диспетчер удаленно переключает поступление нефти из резервуара в резервуар, запускает насосные агрегаты, осуществляет балансировку давления и т.д.
Управление работает 24 часа в неделю в режиме нон-стоп. Здесь посменно трудятся 48 человек.
Сокращение уровней управления
Раньше структура диспетчерского управления «КазТрансОйла»состояла из четырех ступеней: местные, районные, центральные диспетчерские пункты и Главное диспетчерское управление в столице.
После оптимизации остались диспетчерские пункты в регионах и главное управление. Централизация функций обеспечила сокращение уровней управления транспортными потоками с четырех до двух.
Этот шаг является итогом реализации проекта по внедрению системы диспетчерского контроля и управления грузопотоками SCADA, который был осуществлен в АО «КазТрансОйл» еще в 2006 году.
Непрерывный поток
ГДУ обеспечивает бесперебойнуютранспортировку нефти. Усилия специалистов направлены на то, чтобы этот процесс был сбалансированным и гармоничным.
«Иногда у грузоотправителя происходит сбой по отправке нефти, например, качество продуктов не соответствует заявленному. На это время мы останавливаем перекачку. Влияют на нашу работу сезон непогоды, штормы – когда, например, танкеру не удается зайти в порт. В это время мы начинаем перераспределять объемы. Если у нас происходит «затоварка», это сразу сказывается на всей цепочке. Мы стараемся не допускать подобных ситуаций, специально рассчитываем объемы и потоки. В этом и заключается наша работа», – поясняет Абай Бейсембаев.
Автоматизация vs. «черные старатели»
Новые технологии помогают пресекать деятельность «черных старателей». Это воры – они крадут нефть и нефтепродукты, незаконноподключаясь к трубопроводам с целью хищения.На сегодня количество хищений на трубе удалось сократить до минимума, отмечают в компании. Благодаря автоматизированной системе безопасности количество несанкционированных врезок в трубопроводы «КазТрансОйл» за последние годы снизилось в 12 раз. В 2019 годах зафиксировали всего два случая незаконного подключения к нефтепроводу.
«У нас есть системы предупреждения и системы, которые не допускают такого проникновения. В ГДУ любой диспетчер может отследить врезку по технологическим параметрам: к примеру, если давление падает или образовался дисбаланс по двум станциям, он это увидит. Контроль баланса ведет каждый диспетчер на своем участке. У нас есть технический регламент безопасности, где прописано, что и как нужно делать при изменении давления», – отмечает глава управления.
Система безопасности компании позволяет в автоматическом режиме реагировать и подавать сигнал даже тогда, когда возле трубопровода оказываются животные. И это несмотря на тот факт, что глубина залегания труб составляет от полутора до трех метров.
Автоматизация значительно облегчает труд специалистов. Однако полностью заменить человека компьютер не может. Ежедневно диспетчеры работают в условиях многозадачности, им приходится быстро принимать решения, и права на ошибку у них просто нет.