- Аскар Ахмагамбетович, что изменилось в Фонде с момента принятия последней редакции Политики комплаенс АО «ФНБ «Самрук-Казына»?
- Начну с главного, на мой взгляд, достижения в этой сфере: мы достигли такого уровня развития, когда подавляющее большинство бизнес-процессов компании стали прозрачны, и это, надеюсь, видят граждане нашей страны. Например, самый обсуждавшийся ранее вопрос – трудоустройство в компании Фонда. Сегодня все понимают, что прием на работу ведется согласно выработанным и утвержденным алгоритмам, а весь процесс – оцифрован. А любое незаконное предпочтение одного кандидата другому невозможно в принципе, и неминуемо повлечет наказание. Другое направление – закупки. Да, эта процедура и сейчас вызывает нарекания поставщиков. Но упреки звучат уже другие: нас обвиняют в излишней её регламентации. Хотя все понимают, что это делается с целью избежать коррупционных проявлений. Но всё это – результат многолетней работы, в том числе и комплаенс-офицеров группы компаний Фонда.
Хочу выразить искреннюю благодарность своему предшественнику – Даурену Акшалову. Высококвалифицированный юрист, он немало сделал для формирования Политики комплаенс фонда и ряда других документов. Но главной его заслугой я считаю продвижение самой идеи комплаенс и не только в группе компаний «Самрук-Казына», но за ее пределами – на уровне государственных органов и общественных организаций. Как минимум, слово «комплаенс» знакомо, перестало восприниматься как отвлеченный термин, и все понимают чем он наполнен.
Но сегодняшние экономические реалии ставят перед нами задачи обновления набора инструментария комплаенс-службы, нам нужно многое уточнить, конкретизировать и наполнить конкретным содержанием.
- Какие новые направления деятельности Службы комплаенс будут реализованы в обозримом будущем?
- Функция комплаенс это относительно новая функция в квазигосударственном секторе, находящаяся в процессе совершенствования. Сейчас перед холдингом и его портфельными компаниями стоит глобальная задача перейти к этапу организации работы с точки зрения выстраивания четких бизнес-процессов, как внутри Фонда, так и в подотчетных организациях. Мы идем в ногу с со временем и современными трендами: очень большая роль в нашей работе должна быть отведена вопросам информатизации, автоматизации и цифровизации процессов. Это поможет обеспечить высокую степень прозрачности, независимости и объективности работы офицеров комплаенс-служб по всей группе компаний.
Другое направление – регламентация. Несмотря на наш ориентир на трансформацию в инвестиционный холдинг, сегодня мы по факту являемся классической холдинговой моделью. И, очевидно, что у холдинга есть управленческие обязательства. Это очевидно, хотя бы потому, что холдинг консолидирует отчетность по всей группе компаний. Лидирующая роль Фонда в том, что разработать и распространить новые лучшие стандарты в области комплаенс, как в самом фонде, так и на всю группу компаний.
Эта работа должна проводиться с учетом особенностей бизнеса каждой из компаний, с учетом особенности ее управления. Это неизбежно повлечет процессы унификации, стандартизации, типологизации внутренних документов, политик, квалификационных требований.
Третье направление, которое как я вижу стоит перед фондом повышение степени независимости и объективности комплаенс-офицеров в портфельных компаниях. Грубо говоря, Фонд должен им дать гарантии того, и у них всегда будет поддержка со стороны «Самрук-Казына».
Превенция коррупционных проявлений и злоупотреблений - приоритетное направление государственной политики. Учитывая, что активы фонда по состоянию на конец 2022 года составили около 35 трлн тенге, и выручка около 15 трлн тенге — это колоссальные суммы, но и колоссальные же сопутствующие риски. Офицеры комплаенс служб при реализации своих функциональных обязанностей должны испытывать минимальное давление со стороны менеджмента компании. И иметь возможность, на высоком уровне с большой беспристрастностью и независимостью делать свою работу на местах.
В принципе вот эти три направления –наиболее серьезны и важны. Параллельно будет проводиться работа с Советом директоров, Комитетом по аудиту и взаимодействию с портфельными компаниями.
- Мы по-прежнему говорим о предупреждении коррупционных проявлений, как о главной функции комплаенса?
- Да, поскольку идея развития комплаенс в квазигосударственном секторе родилась именно из этого определения. В международной практике слово комплаенс – это очень широкое понятие. Оно включает санкционный комплаенс, комплаенс направленный на воспрепятствование отмыванию денег, полученных преступным путем, и другие виды… Но служба комплаенс Фонда работает в рамках Закона «О борьбе и противодействии коррупции» и этим законом наша функция четко очерчена как антикоррупционная. Все остальные нас интересуют, только если пересекаются с основной.
- Будет ли продолжена работа по сертификации компаний в части антикоррупционных требований? Вообще, насколько сертификат может быть серьезным инструментом?
- Мы намерены активно продвигать сертификацию, в частности, сертификат ISO 37001, который показывает, что системы менеджмента компаний соответствуют международным стандартам в сфере противодействия коррупции. Хочу пояснить, что сертификат – это финальная точка процессе подтверждения того, что компания ведет работу в этом направлении. В частности, все бизнес-процессы выстраивает таким образом, что они минимизируют все коррупционные проявления. Стандарт ISO 37001 написан крупными мазками, и там есть около 10 различных разделов, которые адресуются руководству компании, управленцам компании, сотрудникам компании, ее поставщикам, производственному персоналу, HR-отделу и проч. И стандарт содержит не абстрактные требования. Например, у компании должна быть собственная антикоррупционная юридическая служба – комплаенс. У производственного персонала должна быть возможность анонимного информирования о каких-то свершившихся фактах коррупции или о своих подозрения. И компания должна обеспечить им анонимность и отсутствие преследования. Большой раздел посвящен проверке поставщиков и партнеров. Очень большой раздел просвещения и образования. Есть требования касающееся прозрачного приема на работу: компания никому не оказывает незаконного предпочтения. Стандарт охватывает все процессы компании, наполняя их конкретными механизмами противодействия коррупции.
Сама сертификация – это движение вперед, постоянный процесс улучшения.
- Мы не приведем компании и Фонд к излишней регламентации каждого шага? Не закопаемся ли в бумагах, отчетах, формулярах? Формальная сторона не подменит саму суть антикоррупционной борьбы?
- Здесь мне кажется важен баланс, и в фонде он соблюдается. Есть высокая экспертность у СЕО, управляющих директоров, членов комитетов, Совета директоров. Люди понимают тонкую грань между формализмом и реальным решением проблемы. Это мировая практика, когда каждый процесс регламентирован. Любой рабочий заступает на смену, предварительно ознакомившись с инструкцией и подписав наряд. У каждого водителя есть регламент, что он должен сделать, чтобы выехать на работу. Когда регламент написан правильно и удобно, он становится привычкой повседневной деятельности человека. Другой вопрос – излишнее количество отчетов разных видов, красивых бумаг. Но, как уже упоминалось, мы планируем большое внимание уделить процессам автоматизации и цифровизации именно работе комплаенс-службы. Это позволит собирать большой массив информации, но при этом максимально разгрузить людей, освободив их от сбора информации.
Когда я смотрю на Фонд, я понимаю какой гигантский массив этой информации здесь крутится. Наша задача - научиться эти данные правильно собирать, интерпретировать и использовать. И когда мы научимся это делать, не думаю, что отчетность станет какой-то серьезной проблемой.
- А существуют такие цифровые продукты?
- Это последний тренд и любая большая компания заинтересована развивать такое направление как Big data. Я видел такие решения и в Казкоммерцбанке, и в Казахтелекоме, где это используется как инструмент, чтобы не идти на ощупь, а принимать осознанные и просчитанные решения. И мне кажется, что комплаенс-служба фонда должна двигаться именно в этом направлении. Если наша работа — это анализ, то нужно научиться собрать корректные и релевантные данные, не перегружая работой по сбору персонал.
- А какое число комплаенс-офицеров нужно для реализации поставленных задач? Не повлечет ли это увеличение штата и фонда оплаты труда?
- Есть нормативы, вытекающие из законодательного регулирования. Все регламентируется законом: в каждой квазигосударственном организации должно быть лицо, отвечающее за антикоррупционную политику. И это лицо в компании не может совмещать другие функции. То есть, по числу компаний, это, предположительно, должно быть 260 комплаенс-офицеров. Но есть и компании гиганты, - например Казахтелеком или КТЖ, - где одного человека явно будет недостаточно. И понятно, что это серьезная нагрузка, в том числе и на ФОТ. В этой связи мы стараемся оптимизировать численность комплаенс-офицеров в группе компаний. В частности, с Агентством по противодействию коррупции прорабатывается вопрос о том, что функция комплаенся может осуществляться на аутсорсинге. Есть пример работы служб внутреннего аудита - это достаточно распространеннаф практика, когда СВА отдается на аутсорсинг.
Возможно, так будет и с функцией комплаенс. И это позволит радикально сократить штат, не теряя в качестве работы. Можно будет нанимать сильных специалистов, с хорошим бекграундом – экспертностью, квалификацией, знаниями, – которые будут функцию комплаенс вести, одновременно, в двух трех небольших компаниях. И плюс будет создаваться синергетический эффект в рамках Фонда, когда на кросс-функциональном уровне можно будет анализировать и проводить оценки рисков. Будем двигаться в этом направлении.
- Отношение к комплаенс-офицеру со стороны менеджмента предприятий. Их не воспринимают, как внешних контролеров со стороны Фонда, эдаких «особистов»?
- В армии говорят: «Боевой устав написан кровью». Политики комплаенс-процедур в компаниях написаны, конечно, не кровью, но пережитыми потерями в деньгах. Да, понимаю, что кому-то комплаенс-офицер может создавать помехи своей требовательностью и принципиальностью. Но, мне кажется, менеджмент Фонда и группы компаний разделяет приоритеты антикоррупционной политики. Внутри Фонда есть стопроцентное понимание и проактивная позиция в том, что эту функцию надо максимально продвигать. Все понимают, что комплаенс не тормозит работу, а наоборот – способствует наилучшему ее выполнению.
Комплаенс помогает избегать потерь, в том числе и материальных, и репутационных.