К 30-летию Независимости Казахстана | 05 декабря 14:43

Константин Журавлев, кузнец: на «Ульбинке»  - классная работа и суперколлектив!

Есть в ТОО «МАШЗАВОД» (дочернее предприятие Ульбинского металлургического завода) специалисты, которые ежедневно занимаются искусством. Причем, очень редким и ценным. В их руках раскаленный металл становится «послушным» и приобретает нужные формы. О ком это мы? Конечно, о мастерах кузнечного дела! SK NEWS

 На УМЗ, работают 2 кузнеца. Один из них – Константин Журавлев.

Константин Александрович – кузнец 5-го разряда на молотах и прессах кузнечно-заготовительного участка котельно-монтажного цеха ТОО «МАШЗАВОД». Уже более 10 лет он изготавливает различные изделия и заготовки для нужд своего предприятия, АО «УМЗ» и сторонних потребителей, в том числе из ближнего зарубежья.

– У меня двоюродный дед был кузнецом в деревне, – рассказывает Константин. – Возможно поэтому, когда мне предложили попробовать освоить кузнечное мастерство, согласился. До этого на МАШЗАВОДе работал транспортировщиком, видел все операции.

Чем именно Вас привлекло кузнечное дело?

– Кузнец – очень интересная профессия, в ней всегда что-то новое, всегда нужно думать, «включать» голову. В нашей сфере нет границ в развитии. Как правило, вся продукция – нестандартная. К нам обращаются, когда никто в Усть-Каменогорске и даже в Казахстане не может сделать то или иное изделие. И даже из России принимаем заказы.

Процесс изготовления также сам по себе интересен: одну и ту же деталь можно сделать из различных материалов и разными способами. Поэтому каждое наше изделие – это эксклюзив. Красота, а не работа!

 

Вставка по тексту

Считается, что профессия кузнеца появилась в IX-VII веках до нашей эры. Тогда она очень ценилась, так как все изделия из металла создавали именно кузнецы. Люди обращались к ним для изготовления предметов домашнего обихода и оружия. Кузнец делал все: от гвоздей, подков и замков до мечей, доспехов и стрел.

 

Константин, что такое – быть кузнецом?

– Кузнец – это мастер художественной обработки металлов. Нужно уметь работать со многими материалами, и к каждому находить свой подход. Есть так называемые коварные металлы. К примеру, Х12М – это марка легированной стали, которая трудно поддается ковке. Есть капризные металлы, например, молибден: чуть перегрел или недогрел – лопнет. Или дюраль, сплав на основе алюминия, который при накаливании не меняет цвет, в связи с чем сложно определить, когда он дошел до нужной температуры. Поэтому важно знать все характеристики и свойства материалов, с которыми работаешь.

Быть специалистом в этом деле – значит всегда в своей профессии использовать творческий метод. Ведь кузнец – это профессия, которая требует максимальной сосредоточенности: в момент, когда с определенной частотой совершаешь удары по металлу, все внимание концентрируешь на придании нужной формы изделию.

А еще быть кузнецом – значит постоянно учиться, развиваться, повышать квалификацию.

Игорь Апенькин, начальник основного производства ТОО «МАШЗАВОД»:

– Кузнечно-заготовительный участок у нас очень востребованный. Закупается унифицированный материал и с помощью кузнечных операций доводится до того состояния, которое нам нужно в заготовке. Так, например, мы «дорабатываем» круги, листы, шестигранники и другие детали. То есть, наши кузнецы – Константин Журавлев и Сергей Матиенко – стоят у истоков всех обработок МАШЗАВОДа.

Кузнецов у нас ценят. Технологи советуются с ними, как сделать ту или иную деталь, как правильно провести операцию. Сегодня по-настоящему хороших специалистов кузнечного дела сложно найти. Поэтому нам повезло.

Константин также совмещает профессию резчика на пилах и ножовках. Так что, можно сказать, универсальный мастер. Он классный специалист, который постоянно осваивает что-то новое, любит свое дело и работает с душой.

 

Кто привил Вам любовь к кузнечному искусству, научил азам профессии, помог освоить тонкости?

– Мой наставник – Леонид Павлович Ямщиков – профессионал с большой буквы. Полностью кузнечному делу научил меня именно он. Главные советы моего учителя – соблюдать безопасность (работа с огнем и раскаленным металлом несет свои риски), и ни в коем случае нельзя торопиться в этом деле.

– Опишите процесс Вашей работы – от получения задания до готового элемента. Какое количество изделий изготавливаете за смену?

– Приходят чертежи на заготовки, технолог выписывает задание. Изучаю всю документацию. А дальше всегда разный «сценарий» – в зависимости от того, какую заготовку нужно выковать, из какого материала, какого размера.

Чаще всего отрезаешь заготовку, закидываешь в печку, нагреваешь до определенной температуры и далее, как из теста или пластилина, придаешь ей нужную форму – отбиваешь, прессуешь, протягиваешь (делаешь тоньше) или осаживаешь (увеличиваешь диаметр).

Количество изготовленных за смену элементов и изделий всегда разное. Все зависит от габаритов, размеров, металлов. К примеру, если делаем нож на гильотину, а он под 100 кг, то за рабочий день успеваем изготовить 6 штук, то есть куем 600 кг в день. Бывает, можем и тонну выковать!

– Какие изделия Вы изготавливаете?

– Ассортимент очень большой. Это – штампы на различные изделия, вакуумные насосы, молибденовые лодочки для уранового производства (УП) УМЗ, винты, роторы, строительный инвентарь и многое-многое другое.

Вот у вас в квартире установлены батареи?

Да, радиаторы.

Вот мы штампы на них тоже можем сделать.

– Константин, а какое самое значимое или нестандартное изделие для МАШЗАВОДа или УМЗ Вы делали?

– Отформовал ротор для экстрактора уранового производства УМЗ. Когда увидел его в сборе, был горд своим трудом! Тем более, я знал, что ротор очень важен для работы уранщиков.

Вы делаете изделия вручную, при помощи обычного молота и наковальни, или есть специальное оборудование?

– Что-то изготавливаем вручную, в основном элементы с небольшой массой. А вот обработку заготовок тяжелых и больших размеров выполняем на специальном оборудовании, которое упрощает процесс труда, например, на механических и гидравлических молотах. Также работаем на прессах, с пламенными печами. Конечно, наши основные орудия труда – это кувалда и молот. Кстати, мы работаем практически со всеми материалами: обычные стали, нержавейка, спецстали (черный Х12М, ХВГ), бронза, латунь…

Наверняка слово «кузнец» – редкий гость в вашем лексиконе. А вот изделия, которые изготавливают люди этой профессии, встречаются в нашей обыденной жизни повсеместно. Начиная с резных ограждений, ворот, стульев, столов, подставок для цветов и других предметов интерьера и завершая строительным инвентарем и заготовками для промышленного производства. И за разнообразием этих кованых «красот» стоит нелегкий труд кузнеца.

Что нужно, чтобы стать хорошим кузнецом?

– Самое главное – желание. Успешное освоение любой профессии на 99% зависит именно от него. Если есть желание, то можно всему научиться и достичь отличных показателей в работе.

– Вы гордитесь своей профессией?

– Да, конечно. Несмотря на то, что производства сегодня автоматизированы, профессия кузнеца остается актуальной. А все потому, что тонкая, «ювелирная» работа и сейчас выполняется с помощью человеческих рук.

Зоя Григорьева, распределитель работ – лаборант металлографической лаборатории ТОО «МАШЗАВОД»:

– Я помню, как Костя учился у Леонида Ямщикова. Быстро осваивал уроки, схватывал, как говорится, все на лету. Уже через 2 месяца самостоятельно работал на большом молоте. И свою первую большую заготовку – ступицу – сделал быстро и очень качественно. Это – талант!

И человек просто замечательный. Всегда поможет, подскажет, очень отзывчивый. Нам повезло с ним.

– Наверняка Вы и дома много чего мастерите?

– Я живу в частном доме, еще и дача есть, поэтому, конечно, все делаю своими руками. И мне это абсолютно не в тягость, а в радость. Есть где развернуться творчеству, фантазии и мастерству. А экономия какая! Родные и друзья обращаются за помощью, стараюсь по возможности всем помочь: кому ограждение сделать, кому подставку под цветы, кому молоток изготовить и т.д.

– Какова реакция знакомых, когда узнают о Вашей специальности?

– Все, конечно, удивляются. От многих слышу: «А что, еще есть такая профессия?».

– Говорят, хорошего кузнеца сейчас сложно найти. Вас не пытались переманить на другие предприятия?

– Честно говоря, приглашают и очень часто.

– Не уйдете?

– Нет, даже мыслей таких никогда не было. Я предан своему заводу, своему родному предприятию. Здесь меня все устраивает – классная работа, суперколлектив, дружелюбная атмосфера. Здесь мой второй дом.

– Что бы Вы пожелали тем, кто хочет стать кузнецом? Стоит ли идти в эту профессию?

– Да, это очень интересная работа. Редкая. Востребованная. И она по жизни всегда и везде пригодится. Это – настоящая мужская профессия, которая, действительно, вызывает гордость у самих кузнецов и уважение окружающих.

Разия Сертаева, Алексей Проскуряков