К 30-летию Независимости Казахстана | 06 декабря 16:16

KTZ Express: контейнеризация набирает рост

Географические особенности Республики Казахстан - расположение в центре Евразийского континента между крупнейшими экономически развитыми странами Европы и Азии с емким потребительским рынком - создают реальные предпосылки для участия в международной транспортной сети.

 Учитывая рост грузопотоков между основными производственными регионами (Китаем и Юго-Восточной Азией) и крупнейшими потребителями (Европой и Центральной Азией), основной целью транспортной политики Казахстана остается дальнейшее развитие концепции «Новый шелковый путь». Большую роль в этой задаче играет АО «KTZ Express» - мультимодальный оператор, оказывающий полный спектр транспортно-логистических услуг во всех видах сообщений от контейнерных и повагонных перевозок до предоставления терминальной инфраструктуры, таможенного оформления.

Сегодня KTZ Express через работу совместных предприятий, представительств и агентских пунктов закрепила свои позиции в важнейших логистических узлах с географическим охватом ключевых центров торговли в Европе, Центральной Азии и Китае.

Сеть терминалов и складских комплексов создает устойчивую основу для дальнейшего роста и развития компании. Так, компания располагает всеми необходимыми инфраструктурными мощностями, включая наличие терминалов в ТОО «Актауский морской северный терминал», Сухом порту ТОО «KTZE-Khorgos Gateway» и Совместном предприятии ООО «Китайско-казахстанская международная логистическая компания Ляньюньган», а также складского комплекса ТОО «KIF Warehouses» на территории Сухого порта ТОО «KTZE-Khorgos Gateway».

Еще больше сервисов

Для расширения географического присутствия и возможностей предоставления дополнительного логистического сервиса клиентам на первой и последней миле по территории Китая, в текущем году открыты региональные офисы в крупных провинциях Китая, в таких как: Чэнду, Чунцин, Иу, Чжэнчжоу. Кроме того, открыт региональный офис в г. Будапешт (Венгрия).

Благодаря таким позициям KTZ Express намерено оказывать свои услуги на принципах своевременности, оперативности, гибкости и эффективности. Отметим, сегодня перевозки в контейнерах позволяют комбинировать различные виды транспорта, не ограничиваясь только железнодорожным, сокращать время погрузки и разгрузки, минимизировать риски повреждения грузов. Это снижает сроки доставки и затрат, а также увеличивает производительность в цепочке поставок.

Напомним, широкая колея железных дорог в Казахстане составляет 1520 мм, в то время как большинство стран использует стандартную колею 1435 мм. И в этом случае использование для перевозок контейнеров позволяет минимизировать расходы на перевалку и перетарку грузов.

По данным аналитиков,  если сравнивать стоимость и время перетарки контейнеров с другим видами, например – крытыми вагонами, то последние значительно уступают контейнерам. Так, если стоимость перетарки крытых вагонов на станциях Достык/Алтынколь составляет около 19 долл. США за тонну, то аналогичные услуги для контейнеров ориентировочно составляет 84 долл. США за контейнер (около 3 долл. США за тонну в 20 футовом контейнере).

При этом, для перетарки грузов в крытых вагонов необходимо затратить около 60 минут, в то время как перетарка одного контейнера занимает 20 минут. Эти цифры свидетельствуют об очевидной выгодности использования контейнеров для перевозки грузов.

В Казахстане контейнерные перевозки представляют перспективное направление транспортно-логистической сферы. Страна стала буквально магнитом для транзитных грузов. Так, в 2022 году мы достигли исторического максимума независимого Казахстана в транзите – 23 млн тонн (+10 % к 2021 году), а также рекордного показателя контейнерного транзита – 1 129 тыс. ДФЭ (+ 6% к 2021 году).

В текущем году страна продолжает сохранять положительную динамику этих показателей. Объем транзитных перевозок грузов только за 10 месяцев 2023 года составил 22,5 млн тонн (+ 19% к 2022 году), в том числе контейнерный транзит - 1 075,1 тыс. ДФЭ (+ 15% к 2022 году).

Основной контейнерный транзит по территории Казахстана осуществляется по трем традиционным направлениям - КНР-РФ-КНР, с долей в общем транзита 38%, КНР-ЕС-КНР - 31%, КНР-ЦА-КНР - 20%.

Для активной работы ТМТМ

Перспективными и стратегически важными для Казахстана маршрутом является - Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), Средний коридор).

KTZ Express уделяет особое внимание развитию ТМТМ, поскольку казахстанской стороной охватывается большая часть сухопутного участка Среднего коридора и обеспечивается регулярная работа каспийских портов.

Маршрут связывает страны Западной Европы со странами Восточной Азии через регион Каспийского моря с основными - железнодорожные и морские пути, а также автодороги. Основными заинтересованными грузообразующими регионами и провинциями Китая для отправления контейнерных поездов по ТМТМ являются Шаньси, Чжецзянь, Шаньдун (Циндао), Синьцзян-Уйгурский автономный район (Урумчи), Цзяньсу.

В 2022 году объем грузоперевозок по ТМТМ увеличился в 2,5 раза и достиг 1,5 млн тонн. При этом экспорт казахстанских грузов увеличился в 6,5 раз в сравнении с 2021 годом и составил 891 тыс. тонн.

За 10 месяцев 2023 года объем грузоперевозок по ТМТМ вырос на 97,7% (в сравнении с аналогичным периодом 2022 года) и составил 2,3 млн тонн, при этом экспорт из Казахстана составил 1,8 млн тонн (рост в 2,8 раза).

- Такому значительному росту способствовала не только переориентация грузопотоков на маршрут, но и принятые меры по сокращению сроков доставки и формированию твердого графика отправок. Благодаря проведенной работе по упрощению транспортных процессов на ТМТМ были сокращены сроки доставки с 53 дней до 18-23 дней. Для обеспечения конкурентоспособности маршрута, в дальнейшем планируется сокращение сроков до 10-15 дней, что существенно ниже сроков доставки морским путем (35-45 дней), - говорит и.о. генерального директора АО «KTZ Express» Дамир Кожахметов.  

Для повышения привлекательности маршрута и увеличения скорости доставки грузов на ТМТМ запущен контейнерный шаттл-поезд по фиксированному расписанию по маршруту Алтынколь – Поти/Батуми.

- Шаттл-сервис предоставляет уникальный комплекс преимуществ, включая строгое расписание с отправлением со станции Алтынколь три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу в 07.00 утра по времени Астаны. На станции Алтынколь осуществляется эффективная перегрузка контейнеров в течение 12 часов, а проход контейнеров на участке Алтынколь – Актау-Порт соблюдается по графику в течение 90 часов. Приоритетный судозаход для фидерных судов шаттл-сервиса обеспечивает перевалку контейнеров на судно всего за 24 часа. Также предоставляются стабильные тарифные условия, а ежесуточный контроль осуществляется через единый виртуальный диспетчерский центр, - рассказывает Дамир Кожахметов.  

В августе текущего года на маршруте также был расширен сервис по Черному морю. Состоялся запуск регулярных фидерных сообщений по маршруту Поти/Батуми – Констанца/Бургас, а также разработана нитка графика совместно с Европейскими партнерами до Будапешта, Праги, Вены и Неаполя.

Еще одним значительным шагом к развитию ТМТМ послужит подписанный железнодорожными администрациями Казахстана, Азербайджана и Грузии в октябре 2023 года Договор о создании совместного предприятия для развития логистических связей ТМТМ.

Развитие мировой торговли является определяющим фактором спроса на контейнерные перевозки. Согласно данным Международного валютного фонда, в 2024 году рост глобальной экономики прогнозируется на уровне 3%.

Реагируя на глобальные тренды, KTZ Express сосредоточивает усилия на развитии действующих и перспективных транзитных коридоров и в укреплении международного сотрудничества.

Развитие пограничных пунктов, магистральных железнодорожных сетей, в том числе строительство путей, модернизация узловых станций, капитальный ремонт железных дорог и совершенствование тарифной политики придадут дополнительный импульс для увеличения объема перевозок. Ожидается, что реализация всех этих задач позволит к 2029 году довести транзитные перевозки через Казахстан до 35 млн тонн, в том числе контейнерный транзит – до 2 млн ДФЭ. При этом, прогнозируемый годовой объем по маршруту КНР -ЕС-КНР к 2032 году составит более 500 тыс. ДФЭ.

Важным шагом в развитии контейнерных перевозок в Казахстане является модернизация портов и терминалов.

В стране запланирована реализация ряда крупных проектов (контейнерный хаб в г. Актау, Сухой порт на переходе «Бахты», логистический центр в Сиане (КНР) и терминал в грузинском порту Поти).

Также KTZ Express проводит работу по цифровизации для оптимизации сервиса контейнерных перевозок. Автоматизировано формирование и согласование планов по контейнерным перевозкам. Это позволило улучшить бизнес-процесс согласования плана по транзитным перевозкам в направлении КНР-ЕС-КНР. Также, на веб-портале компании внедрен «калькулятор СО2», который позволяет вести замеры выбросов углекислого газа на транзитном маршруте. Стала доступна онлайн реализация таможенно-брокерских услуг.

Компания не останавливается на достигнутом, и уверенно применяет развитие технологий, оптимизацию маршрутов и другие современные решения. Реализация этих проектов позволит значительно увеличить транзитный грузопоток Казахстана и привлечь крупных мировых игроков транспортно-логистического сектора.

Асель Шайхынова, Астана

Фото Александра Жабчука