Поводом для запуска этого проекта стала встреча председателя правления "Қазақстан темір жолы" Сауата Мынбаева с главой АДГСПК. Именно во время нее Алик Шпекбаев рассказал о "магазине честности", механизм которого успешно применяют в скандинавских странах, и предложил реализовать его здесь.
"Мы загорелись этой идеей и буквально за полторы недели создали все условия для ее воплощения: разработали дизайн ролл-апов, нашли магазин, который согласился снабжать нас необходимыми товарами, наладили связь с банками второго уровня", – рассказала Акмарал Байгабулова, главный менеджер Департамента управления человеческими ресурсами АО "НК "ҚТЖ".
Необычный магазин расположился в холле головного офиса КТЖ. На его прилавках – чай, кофе, вода, печенье, шоколад, вермишель быстрого приготовления, энергетические батончики. Ассортимент обновляется ежедневно с учетом потребностей персонала. Категоричное табу касается лишь скоропортящихся продуктов, а также алкогольных напитков и табачных изделий.
Среди активных покупателей – уборщицы, которые уже с 5:00 начинают свою работу, а также недремлющие по ночам сотрудники диспетчерского аппарата и охранники.
Отходить от канонов содержания подобных торговых объектов и устанавливать камеры видеонаблюдения организаторы не стали. На что они надеются? На добропорядочность своих сотрудников.
Для удобства покупателей предусмотрено несколько способов оплаты: наличный расчет (деньги необходимо оставлять в специальном боксе) и безналичный перевод. Анализ показал, что для представителей железнодорожной отрасли предпочтительнее первое, в процентном соотношении это примерно 70% на 30%.
Поделились организаторы проекта и данными по недостаче. Если в первый день она составила всего 175 тенге, то спустя два дня после открытия магазина – уже 1430 тенге. Закрывают импровизируемую кассу ежедневно в 21:00.
"Сейчас проект носит пилотный характер. Если он хорошо себя покажет, подобные точки появятся не только на других этажах головного офиса, но и во всех отделениях магистральной сети, если же не оправдает наши надежды (и сумма ежедневной недостачи перевалит за 5 тысяч тенге), а такой вариант мы не исключаем, ведь помимо сотрудников КТЖ в здании много посторонних людей, то свернем его, а на месте магазина установим баннер, на котором напишем: "Коллеги, всем спасибо, но проект не работает. Об этом мы говорим открыто", – пояснила Акмарал Байгабулова.
Пока же сотрудники к этому эксперименту относятся позитивно.
"Это ноу-хау очень кстати. Магазин вызывает много положительных эмоций и чувств, поскольку предлагает нам быть честными и открытыми, какими и должны быть все люди на этом свете. Я здесь частый гость. Например, если захотелось воды – иду сюда, ведь не нужно выжидать очередь, тратить лишнее время. Проект запустили совсем недавно, поэтому ожидать какой-то большой ассортимент пока не стоит. Сейчас идет разгон, думаю, что замедления тормозов уже не будет. Товара будет все больше", – поделился своим мнением Дулат Айдымбаев, главный менеджер функционального направления нормативно-технологической документации "КТЖ – Грузовые перевозки".
Плюсы эксперимента успел оценить и старший диспетчер по направлениям Автоматизированного центра управления перевозками Санат Журсин.
"Новость об открытии "магазина честности" вызвала активное обсуждение среди моих коллег. Мне как сменному работнику идея очень приглянулась – ведь теперь подкрепиться можно и ночью. Обычно беру воду, сок, чай, печенье. Оплачиваю с помощью карты. Для первичного открытия того ассортимента, который есть, достаточно, но я думаю, что со временем товара станет больше", – отметил он.
Евгения СЕМАШКИНА
Как вы относитесь к Хороший проект. Был(-а) бы не против, если бы подобный магазин открыли в моем офисе/ на заводе 0% Хороший проект. Был(-а) бы не против, если бы подобный магазин открыли в моем офисе/ на заводе Нецелесообразный проект. В таких магазинах всегда будет недостача 0% Нецелесообразный проект. В таких магазинах всегда будет недостача Без разницы 0% Без разницы 0%