По словам депутата мажилиса Абилфаса Хамедова, в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению принят ряд поправок. В частности, изменения направлены на установление исчерпывающего перечня случаев, при которых нормы законопроекта не будут распространяться, а также внесено понятие «организатор закупок» как лица, ответственного за выполнение процедур организации и проведения закупок. Кроме этого, установлен запрет истребования заказчиком дополнительных документов от потенциальных поставщиков после подачи и вскрытия ими конкурсной документации.
Также депутаты предложили сформировать реестр недобросовестных участников закупок, где регламентированы случаи и основания включения в него потенциального поставщика, в том числе по решению суда. В целях защиты интересов поставщиков депутатами определен предельный срок полной оплаты поставщикам по исполненным договорам в 30 рабочих дней, а также исключена возможность ограничивать правилами осуществления закупок потенциальных поставщиков от участия в закупках, предусмотрев все возможные случаи на уровне закона.
Ранее на заседании министр финансов Ерулан Жамаубаев сообщал, что в настоящее время закупки квазигосударственного сектора регулируются разными нормативно-правовыми актами в зависимости от принадлежности. Разработанным законопроектом предлагается регулировать закупки госфонда «Самрук-Казына», национальных холдингов и компаний. Так, документом будут охвачены более 250 нацкомпаний с учетом их дочерних организаций на сумму порядка 3,4 трлн тенге (текущий курс – 424,34/$).
Законопроект предусматривает ряд основных подходов.
«Первое, базовые положения, касающиеся сферы действия закона, принципов, ограничений, способов, контроля и обжалования закрепляются на уровне закона, которые являются едиными для субъектов квазигосударственного сектора. Второе, нормы, детализирующие процесс проведения закупок, предлагается регламентировать на уровне правил», – сообщал министр. При этом, утверждение правил закупок фонда «Самрук-Казына» предлагается сохранить в ведении фонда по согласованию с уполномоченным органом – министерством финансов.
«Это обусловлено спецификой деятельности фонда и его статуса, а также необходимостью сохранения инвестиционной привлекательности компаний фонда при проведении IPO и иных формах приватизации. Кроме того, гибкое регулирование закупок национальных управляющих холдингов и национальных компаний обоснованно тем, что у них разные цели и направления деятельности», – пояснял ранее глава ведомства.
В целом, по мнению Жамаубаева, принятие законопроекта позволит повысить прозрачность, эффективность закупок субъектов квазигосударственного сектора и снизить коррупционные риски в этой сфере.
Также, на заседании депутаты одобрили во втором, окончательном чтении сопутствующий проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закупок отдельных субъектов квазигосударственного сектора». Сообщалось, что документ разработан в целях приведения действующего законодательства в соответствие с проектом закона и предусматривает внесение изменений и дополнений в Предпринимательский кодекс и законы «Об акционерных обществах», «О государственном имуществе», «О Фонде национального благосостояния». В частности, документ направлен на расширение компетенции советов директоров национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, нацкомпаний по вопросам определения количественного состава, срока полномочий, порядка работы централизованной службы по контролю за закупками, а также назначения и прекращения полномочий ее руководителя и работников, определения размера их оплаты труда.