В этом году в Казахстане зафиксировано аномально высокое потребление дизтоплива, которое за август и сентябрь достигло порядка 520 тыс. тонн. В Минэнерго сообщили, что причиной стали низкие по сравнению с соседними странами цены, топливо в больших объемах было вывезено транзитными перевозчиками. При этом импорта практически не наблюдалось.
«Средняя цена на дизельное топливо за 9 месяцев составляла 188 тенге за литр. В последнее время разбег цены стал очень существенным: от 208 тенге за литр до 330. Следует отметить, что в 2019 году средняя цена была больше и равнялась 193 тенге за литр, аналогичная цена была и в 2020 году. Цена на зимнее дизельное топливо в 2019 – 2020 годах была в диапазоне 255-270 тенге за литр. Ожидаем, что по мере стабилизации ситуации с поставками, ситуациями с ценами также будет стабилизироваться», - сказал вице-министр.
На сегодня запас дизельного топлива составляет 215 тыс. тонн, этого объема хватит на 15 суток потребления.
На фоне дефицита Казахстан договорился о поставках 100 тыс. тонн топлива из России.
«Россия продает нам по коммерческим ценам, она составляет порядка 230 тенге на границе. С учетом транспортных расходов и прочих, можно сказать, что на АЗС оно может продаваться от 260 – 270 тыс. тенге. Это минимальные цены, по которым нашим поставщикам удалось договориться, некоторые компании импортируют дороже, потому что конъюнктура рынка России сложилась не в нашу пользу», - отметил Асет Магауов.
Дефицит дизтоплива и резкий рост цен на него произошел в разгар уборочных работ. В Министерстве энергетики, по заявкам местных исполнительных органов и Министерства сельского хозяйства сельхозпроизводителям выделено 396,5 тыс. тонн дизельного топлива. Отгрузка солярки для полевых работ составляет 336,7 тыс. тонн, или 87,9% от плана. Контроль и мониторинг отгрузок ведется ежесуточно.
«Отмечаем, что компетенция законодательного утверждения удешевленных цен на дизельное топливо для сельхозпроизводителей у Министерства энергетики отсутствует. Стоимость дизельного топлива для нужд сельского хозяйства определяется путем соглашения с участниками рынка ГСМ и устанавливается добровольно самими ресурсодержателями нефтепродуктов», - сообщили в ведомстве.