«Паспорта производства для мини-НПЗ были введены приказом министра №171 от 3 марта 2015 года. При этом Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» предусматривает наличие высокотехнологичных процессов вторичной переработки нефти», - указывается в сообщении экспертов.
Эксперты поясняют, что для получения высококачественных марок автобензина экологических классов К4 и К5 – Аи-92, Аи-95 и Аи-98 – в нефтеперерабатывающей промышленности применяются специальные технологические процессы (гидроочистка, изомеризация, каталитический крекинг и каталитический риформинг с добавлением различных антидетонационных присадок).
Для дизтоплива экологических классов К4 и К5 массовая доля серы не должна превышать 50 мг/кг и 10 мг/кг, что достигается за счет процесса гидроочистки. Производство межсезонного и зимнего дизтоплива требует процессов депарафинизации.
Министерство начало отзыв паспортов производства у мини-НПЗ, в которых отсутствует информация о наличии установок вторичных процессов переработки нефти.
В апреле 2023 года журнал Exclusive.kz рассказывал, как приказ Минэнерго о запрете на вывоз нефтепродуктов за пределы стран ЕАЭС привел ряд мини-НПЗ на грань банкротства.
В октябре 2021 года депутат Мажилиса (на тот момент) Айкын Конуров в своем запросе заявил, что отсутствие законодательных требований к глубине переработки нефти на мини-НПЗ и получению конечной продукции стандарта евро-4,5 используется для легализации неучтенной и похищенной нефти путем ее первичной обработки и получения «выдуманных» нефтепродуктов, которые беспрепятственно вывозятся с территории РК.
Ряд аналитиков рынка высказывали предположение, что некоторые мини-НПЗ Мангистауского региона являются финансовой базой для псевдоисламских сект, связанных с террористическими организациями. В частности, об этом в 2021 году заявлял депутат Мажилиса Ермурат Бапи.