Проект программы затрагивает вопросы либерализации рынка перевозок и реформы госрегулирования. В частности, планируется выделить оператора магистральной железнодорожной сети в самостоятельное юридическое лицо, не связанное с отношениями владения с ТОО «Грузовые перевозки» (дочерняя компания КТЖ).
Будет изменен механизм финансирования железнодорожной инфраструктуры: затраты на магистраль не будут «сидеть в тарифе» монополиста, а, как это можно понять из документа, реализовываться за счет республиканского бюджета и привлечения инвестиций в развитие рынка грузоперевозок.
Пока не ясно как, но создатели документа планируют таким образом создать в этом сегменте рынка новых игроков, которые будут работать на основе государственно-частного партнерства и, одновременно, конкурировать друг с другом.
Рынок будет поделен на три сегмента в каждом из которых будут функционировать национальный перевозчик грузов, национальный перевозчик пассажиров и независимые перевозчики. При этом национальные перевозчики грузов и пассажиров по-прежнему будут структурами холдинга АО «НК «Қазақстан Темір Жолы».
Компания–оператор магистральных железнодорожных сетей будет вне холдинга, и, учитывая запрет Президента на создание новых квазигоскомпаний, скорее всего, будет государственным предприятием, объединяющим функции госуправления и хозяйствующего субъекта. Будет ли эта структура регулироваться государством как естественный монополист – пока неизвестно.
Цены на пассажирские билеты в плацкартных вагонах (самый доступный для населения способ передвижения) создатели документа намерены регулировать на основе договоров государственно-частного партнерства. А вот цены на билетах в купе будут веведены из сферы регулирования вообще.
Авторы проекта заявляют, что «принципы ценообразования на регулируемые услуги должны обеспечить определенную гибкость в установлении цен поставщиком в пределах определенных диапазонов в зависимости от качества, сезонности, пикового спроса».
«Тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети и локальной железнодорожной инфраструктуры будут регулироваться исключительно государством. При этом принципы и механизмы регулирования должны быть существенно реформированы», — указывается в документе.
Реструктуризация АО «НК «Қазақстан Темір Жолы» путем выделения оператора магистральной железнодорожной сети в самостоятельное юридическое лицо планируется во втором квартале 2025 года.
Проект программы вынесен на публичное обсуждение на ресурсе «Открытые НПА», которое продлится до 28 мая.