Цены на медь близки к рекордным максимумам, которые последний раз наблюдались в 2011 году. И, по крайней мере, один аналитик ожидает, что спрос превысит предложение до конца этого года. Спрос, считает Натали Скотт-Грэй из STONEX, только в этом году вырастет на 5%.
«Мы видим, что для развития индустрии электромобилей, ветряных электростанций и солнечной энергии требуется в пять раз больше меди, – отметил в ходе CERAWeek исполнительный директор Trafigura Джереми Вейр. – И вы не можете просто нажать кнопку и произвести больше меди”.
Вейр добавил, что на разработку медных рудников уходит от пяти до десяти лет, что означает сокращение предложения в обозримом будущем. С другими полезными ископаемыми, которых требует энергопереход, та же история. Цены на кобальт в настоящее время также растут из-за ожиданий сокращения предложения из-за растущего спроса. А глава Tesla Илон Маск недавно заключил сделку, чтобы сделать компанию техническим консультантом на руднике Горо в Новой Каледонии. Это позволит обеспечить Tesla долгосрочные поставки никеля – еще одного ключевого металла для аккумуляторов.
500-процентное увеличение спроса на что-либо, безусловно, является хорошей новостью для инвесторов. Поэтому инвестиции добычу руд и минералов будут быстро расти. Но по мере повыышения цен на медь и никель будут расти и цены на продукцию, производимую из них. Особенно на электромобили, от которых во многом зависит энергопереход.
Электрокары рекламируются как все более доступные, поскольку автопроизводители и производители аккумуляторов постоянно сокращают производственные затраты. Но если из-за дефицита сырья цены на какие-либо компоненты батареи значительно подскочат, сокращение производственных затрат будет сведено на нет.
Но есть и проблемы. В течение многих лет горнодобывающая отрасль страдала от недостаточного инвестирования из-за низких цен на цветные металлы. В настоящее время всего 4% мирового спроса на никель приходится на электромобильную отрасль. А 70% – на промышленность по производству нержавеющей стали. Но прогнозируемый EV-бум приведет к увеличению доли спроса с 4% до 10% к следующему году и еще до 20% к 2030 году. Это очень резкое и очень быстрое увеличение, которое неизбежно вызовет скачки цен на руды.
Что же касается меди, то, согласно отчету S&P Global Market Intelligence, с 1990 года было открыто 224 крупных новых месторождения меди. Тем не менее, только 16 из этих открытий были сделаны за последние десять лет, и только одно было сделано с 2015 года. Это означает тяжелую геологоразведочную среду, которая привела к сокращению предложения в будущем. А значит, на горизонте маячит серьезный дефицит.
Итак, в ближайшее десятилетие или около того электромобили начнут существенно дорожать. Это же касается солнечных и ветровых электростанций.