К 30-летию Независимости Казахстана | 03 июня 11:39

Морпорт Актау: ожидается шестикратный рост экспортного грузопотока

Единственная морская гавань Казахстана является важнейшим стратегическим и транспортным узлом на стыке азиатских и европейских транспортных маршрутов. И не удивительно, что в условиях быстро меняющей геополитической ситуации, сейчас здесь наблюдается настоящее оживление. Воспользоваться транзитными маршрутами через порт Актау решили десятки мировых компаний и стран. В связи с этим администрация морпорта планирует реализовать крупнейший проект по строительству контейнерного хаба - SK NEWS.

По словам председателя правления морпорта Актау Абая Турикпенбаева, сегодня морской порт Актау является крупнейшим на Каспийском море транспортным узлом, находящимся на стыке международных транспортных коридоров Трасека, Север-Юг, Иногейт и Транскаспийский международный транспортный Маршрут (ТМТМ). Последний маршрут  пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.

Из-за экономических санкций, наложенных на Россию, многие страны и компании изучают возможность переориентации своих грузов на другие рынки сбыта, в том числе в Европу по направлению «Актау-Баку -Поти/Батуми - Черное море» транзитом через Иран в ОАЭ, Пакистан.

К примеру, недавно  порт посетил генеральный директор АО «АрселорМиттал Темиртау». Компания планирует перевалку металлопродукции через порт Актау -  до 150-180 тыс. тонн металла в месяц.

Помимо этого, согласно прогнозам, в этом году ожидается двукратный рост контейнерных перевозок к уровню прошлого года – до 50 тысяч ДФЭ, а объемы перевозок по маршруту ТМТМ вырастут в шесть раз — до 3,2 млн. тонн.

«Расширить и углубить»

С учетом обозначившейся динамики увеличения грузопотока, морскими операторами ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» и ASCO (Азербайджан) запланировано привлечение в течение месяца двух дополнительных судов для курсирования между портами Актау и Баку (Алят). Таким образом, в ближайшее время маршрут будут обслуживать 5 фидерных судов. Одновременно с этим в порту Актау увеличено количество одновременно работающих комиссий на приход и уход судов с двух до трех и рассматривается вопрос получения разрешения на проведение бункеровочных операций на рейде порта в режиме закрытой границы груженного судна.

«Многие экспортеры перестали перевозить свои грузы через российские порты и железнодорожные дороги и обратили внимание именно на наш маршрут, который обходит территории России и Белоруссии. Только в апреле месяце грузопоток контейнеров увеличился на 50%. И это не учитывая то, что мы не смогли обработать. Уже в мае этот показатель  еще увеличится, так как заявок очень много. В принципе наш порт с этими объемами может справиться, кроме насыпных грузов. Так как для этого у нас имеется всего один причал и есть ограничения. Ранее между портами Актау и Баку курсировало два фидерных судна. Сейчас, в связи с увеличением объема контейнерных грузов из-за переориентации на маршрут ТМТМ, было привлечено одно дополнительное фидерное судно, что позволило повысить эффективность перевозки грузов на этом маршруте. Кроме этого, мы провели несколько встреч в Грузии. С начала  текущего года грузовые перевозки железнодорожным транспортом между двумя странами возросли на 142 % и имеют уверенную тенденцию к увеличению, - отметил председатель правления морского порта Актау.

Тем временем, в мае в Анкаре  прошли заседания рабочей группы и общего собрания Ассоциации ТМТМ. По итогам заседания участники ТМТМ приняли решения об утверждении плана перевозок на 2022 года в объеме 3,2 млн. тонн, а также необходимости продолжения работы по выработке конкурентных тарифных условий на маршруте. Кроме этого, Абай Турикпенбаев провел отдельные встречи с представителями компаний SOCAR, MBT, Pasifik Eurasia, в ходе которых обсудил вопросы привлечения на маршрут через порт Актау туркменских, узбекских и белорусских грузов, таких как карбамид, сера и  калийные удобрения.

Между тем, увеличение объемов грузов позволил морскому порту расширить существующий штат. Сейчас на работу принято 45 человек производственного персонала.

Использовать потенциал

13 мая морпорт Актау посетил премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов. После того, как глава правительства  ознакомился с инфраструктурными возможностями морского логистического узла, он  поинтересовался, какие проблемы существуют в порту Актау сейчас.

По словам Абая Турикпенбаева, сейчас разработан проект по строительству контейнерного хаба на базе порта Актау. Но для этого понадобится дополнительно получить земельный участок, не менее 19 гектаров, который входит в состав СЭЗ «Морпорт-Актау» и имеет смежную границу с портом.

«Это очень важно, так как многие крупные компании согласны складировать свои контейнеры, но пока опасаются отправлять их дальше.  Если у нас будут дополнительные площади, то это нам позволить привлечь огромный объем грузов в наш порт. Помимо этого, необходимы  условия для увеличения мощностей сухогрузных причалов и для покрытия потребностей предполагаемого к строительству кортейнерного хаба. Для этого будет удлинен на 50 метров 3-ий причал для приема судов, а также проведена  реконструкция причала №12 с проведением дноуглубительных работ. Для этих целей нам необходимо будет получить земельный участок водного фонда площадью 1,9707 гектара», - отметил Абай Турикпенбаев.

Помимо этого, он обратил внимание главы правительства на перевозку нефти через Южный коридор. Если ранее через порт Актау провозилось до 12 млн тонн нефти в год, то сейчас объем снизился до 2 млн тонн в Махачкалу. 

В связи с последствиями аварии на нефтеналивном терминале КТК нефтяники решили задействовать Каспийский коридор, но он оказался неподготовленным к такому наплыву нефти. Глава морпорта неоднократно обращался в Тенгизшевройл и посольство Америки, прося привести инфраструктуру в рабочее состояние -  ТШО в этом заинтересовано. Абай Турикпенбаев   попросил Алихана Смаилова  содействовать в решении этого вопроса. 

«У нас большой транзитно-экспортный потенциал, но мы его используем всего лишь на 20-25%. Мы должны обеспечить бесперебойную работу наших портов - это вопрос и экономической безопасности страны. Поэтому все проблемы, которые вы обозначили, мы будем решать. В свою очередь, в связи с быстро меняющейся ситуацией вы тоже должны «держать руку на пульсе» и реагировать своевременно», - отметил Алихан Смаилов.

                        

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау.