На расширенном заседании Подкомитета по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП «Атамекен» состоялось обсуждение перспектив водного транспорта в Казахстане, передает Toppress.kz.
Как сообщил председатель Подкомитета по водному транспорту Николай Юдин, в настоящее время Соглашение о судоходстве в ЕАЭС, подписанное 1 февраля 2019 года, до сих пор не ратифицировано Республикой Беларусь. Между тем, ожидается, что вступление в силу Соглашения о судоходстве положительно повлияет на транзитные перевозки, осуществляемые казахстанскими судами.
Остается нерешенным вопрос о неприменении санкций США в отношении казахстанских компаний при заходе в иранские морские порты. Рассмотрение данного вопроса также планируется на очередных двусторонних казахстанско-американских консультациях и межправительственной комиссии, а также в ходе заседания по образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Исламской Республикой Иран.
В сфере подготовки морских кадров в Республике Казахстан необходимо выработать предложения по внедрению трехуровневой системы образования, выделения финансовых средств на морскую плавательную практику, увеличения размера государственных грантов, сертификации учебных заведений по подготовке морских кадров и др.
На заседании Подкомитета рассмотрен вопрос о применении нулевой ставки НДС к железнодорожным тарифам в отношении экспортных грузов, переваливаемых через сухогрузные причалы порта Актау. В итоге соответствующие поправки в закон приняты 10 декабря 2020 года.
Положительно решен также вопрос об исключении из перечня регулируемых услуг, услуги за судозаход танкеров при экспорте нефти и нефтепродуктов. 30 декабря 2020 года подписан соответствующий приказ Министерства национальной экономики РК.
Неоднократно отмечалось, потенциал внутренних водных путей, в том числе реки Иртыш не используются в полном объёме.
Было рекомендовано Комитету транспорта МИИР РК провести анализ перевозок за последние пять лет, с указанием конкретного перевозчика, вида и объемов перевозимого груза по направлениям, в том числе ожидаемых и перспективных перевозок. Кроме того, провести анализ о возможности использования, ранее существующих судоремонтно-судостроительных заводов в РК для осуществления ремонта и строительства речных судов.
Также отмечалось недостаточное содержание Урало-каспийского канала, что препятствует использованию производственных мощностей «Атырау озен порты» в полном объёме.
Подкомитетом было рекомендовано Ассоциации «KAZWATER» и Казахстанской ассоциации ВВТ принять активное участие в разработке Концепции развития внутреннего водного транспорта.
По словам управляющего директора ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» Алтынай Уалиевой, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, компания достигла хороших результатов за счет своевременно принятых мер по повышению эффективности, сокращению затрат и улучшению сервиса для клиентов.
Спрос на рынке международных грузовых перевозок по-прежнему растет, поэтому расширение границ бизнеса и увеличение флота остается основной целью КМТФ.
В 2020 году КМТФ:
– в Каспийском регионе транспортировал 629 тыс. тонн нефти;
– на Черном и Средиземном морях транспортировал 8 360 тыс. тонн нефти;
– в апреле-июне успешно произведена транспортировка 25 ед. крупногабаритных грузов с порта Констанца в речной порт Атырау для строительства нефтехимического комплекса KPI в г.Атырау;
– на маршруте ТМТМ транспортировано 12 434 контейнеров:
Порт Актау – порт Алят (Баку)– 8 476 ДФЭ;
Порт Алят (Баку) – порт Актау – 3 958 ДФЭ;
Таким образом, несмотря на карантинные ограничения, все производственные показатели КМТФ были выполнены, намеченные задачи достигнуты.
Учитывая рост объемов грузооборота через порты, страны-конкуренты каспийского региона активно развивают свой потенциал в целях закрепления своих позиций на рынке международных перевозок.
Вместе с тем, КМТФ испытывает трудности по задействованию казахстанского флота в транспортировке грузов в иранские порты. Компания приобрела на условиях бербоут-чартера 4 сухогруза у компании «KTZ Express Shipping». КМТФ вынужден, из-за отсутствия гарантированных альтернативных объемов грузов для загрузки сухогрузного флота, передать суда в субаренду. В настоящий момент зерновые культуры, экспортируемые из порта Актау, транспортируются иранскими судами.
Судно «Туркестан» используется в качестве фидерного судна на линии Актау-Баку в рамках развития ТМТМ, являющегося стратегическим маршрутом Казахстана для транзита китайских контейнерных грузов в Европу. Остальные суда «Бекет Ата», «Атамекен» и «Жибек Жолы» раннее были задействованы в транспортировке зерновых грузов в Иран.
На сегодняшний день эксплуатация данных судов на маршруте «Актау – Иранские порты» приостановлена ввиду действующих санкций в отношении Ирана со стороны США.
«Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, просим вас оказать содействие в решении вопроса по задействованию казахстанского флота в транспортировке грузов в иранские порты», – сказала А.Уалиева.
На сегодняшний день, текущая редакция Налогового Кодекса обязывает облагать НДС услуги по договорам тайм-чартера, что снижает конкурентоспособность казахстанских компаний и влияет на стоимость услуг, являясь дополнительным бременем для казахстанских морских компаний.
Между тем в соседних странах судовладельцы освобождены от данного вида налога, поэтому имеют больше преимуществ на международном рынке морских услуг, предлагая более выгодные тарифы.
Во всех прикаспийских странах для национального флота существует Государственная поддержка в виде преференций по портовым сборам и налогам, субсидии на строительство флота, а также протекционистская политика в процессе перевалки грузов в портах.
Одна из мер государственной поддержки – это предоставление субсидий и финансовой помощи судоходству, в частности, рассматривается возможность предоставления финансирования проектов за счет бюджетных средств.
Предлагаем проработать вопрос по внедрению в РК финансового инструмента, в том числе субсидирование процентной ставки по займам, способствующей стимулированию развитию проектов морской отрасли.
Как сообщил президент АО «НК «Актауский международный морской торговый порт» Абай Турикпенбаев, в условиях снижения объемов перевалки грузов и для сохранения конкурентоспособности водного транспорта принимаются меры по замещению традиционной грузовой базы и предоставлению новых видов сервиса.
Между тем, повышение уровня загрузки портов без мер государственной поддержки не представляется возможным.
Как известно, инфраструктура порта Актау нацелена на перевалку нефти и нефтепродуктов, которые в совокупности составляют 71% от общей пропускной способности порта.
За последние 5 лет фактическая загрузка мощностей порта Актау не превысила 35%. Необходимо на правительственном уровне рассмотреть возможность загрузки порта Актау гарантированным объемом нефти (нефтепродуктов) не менее 3 млн. тонн дополнительно.
Доходы от перевалки нефти будут направляться на реализацию стратегических проектов, таких как переориентация причалов 9 и 10 под иные виды грузов с их реконструкцией, проведение полномерных дноуглубительных работ, выстраивания современного контейнерного сервиса и обновления парка перегрузочной техники.
На протяжении нескольких лет происходит снижение объемов перевалки зерна в направлении Ирана при объективной потребности этой страны в объеме не менее 4 млн. тонн в год.
Из порта Актау в направлении Ирана судами компании «Khazar Shipping Sea Lines», находящихся под санкциями, перевозится ориентировочно 40-60% объема всего зерна.
Привлечение судов ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» создает существенные риски их включения в список OFAC и является нецелесообразным, поскольку помимо судов под санкции попадают также порты Ирана, а принятие решения о прекращении обслуживания судов «Khazar Shipping Sea Lines» негативно отразится на объемах грузоперевозок и доходах порта Актау. При этом грузоотправители зерна будут вынуждены переориентировать свой груз в направлении российских портов.
По данной проблеме необходима проработка вопроса между Министерством иностранных дел РК с Посольством США в Казахстане на предмет исключения порта Актау и смежных казахстанских компаний из санкционных списков.
За период действия ограничений по ввозу отдельных видов цемента его перевалка снизилась. Совокупные потери в объемах двух терминалов традиционной обработки цемента (Актау, Северный терминал) составили порядка 300 тыс. тонн.
В рамках проработки вопроса создания очередной фидерной линии порта Актау в направлении порта Туркменбаши, отработаны основные условия проекта Соглашения, вопрос включен в повестку очередного заседания межправительственной туркменско-казахстанской комиссии.
Железнодорожная администрация Российской Федерации при формировании отправок грузов через свои отечественные порты создают благоприятные условия клиентам, предоставляя очень низкие тарифы на провозную плату.
Согласно внутренним нормативным документам РФ, казахстанские порты считаются иностранными портами при утверждении плана формирования грузовых перевозок. Таким образом, в отношении портов Казахстана применяются другие тарифные условия.
Применение аналогичной практики для защиты интересов отечественных транспортно-логистических компаний либо субсидирование транспортных расходов казахстанских экспортеров создаст предпосылки для переориентации отечественных экспортных грузов в направлении казахстанских портов.
Для реализации стратегической задачи по созданию логистического хаба для стран Центральной Азии выработан ряд практических предложений по увеличению загрузки порта Актау.
Дальнейшее выстраивание единой транспортно-логистической цепочки в направлении Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) даст прирост транзитных грузов из Китая в объеме не менее 40 тыс. ДФЭ к 2030 году. Инфраструктура порта Актау уже сегодня готова обработать до 100 тыс. ДФЭ контейнеров при замене существующей перегрузочной техники, а в случае модернизации инфраструктуры порта пропускная способность составит до 133 тыс. ДФЭ контейнеров.
На площадях порта Актау будут созданы новые сервисы для хранения и накопления контейнеров мировых контейнерных операторов (MSC, CMA CGM, MAERSK и др.). Это даст возможность для среднесрочного и долгосрочного планирования контейнерных перевозок, формирования контейнерного парка для стран Каспийского региона и Средней Азии и создаст выгодные условия клиентам для доставки своего груза до порта, как автотранспортом, так и железнодорожным подвижным составом для дальнейшей отправки этих грузов в контейнерах. Аналогичная практика успешно внедрена в портах Грузии, России и Украины.
Для создания соответствующих мощностей и последующего обслуживания контейнерного парка возникает потребность в прилегающей к порту Актау территории СЭЗ «Морпорт Актау» (порядка 22 га). Включение порта Актау и грузового района «Баутино» в состав участников СЭЗ «Морпорт Актау» позволит направлять средства на развитие собственных инвестиционных проектов.
Очевидными выгодами проекта, помимо развития логистического хаба на базе порта Актау, являются увеличение поступлений в бюджет от смежных видов транспорта (АО «КТЖ», АО «Каскор-Транссервис», ТОО «НМСК «КМТФ», АО «КМГ») на 9,8 млрд. тенге в год с доведением доли казахстанского содержания в цепочке логистики с3% до 63%, – резюмировал Турикпенбаев.
По словам заместителя председателя комитета транспорта МИИР РК Кайридена Нуркенова, общая перевалка грузов через морские порты Актау и Курык в 2020 году снизилась на 9%. При этом наблюдается положительная динамика перевалки контейнеров и грузовых автотранспортных средств. В прошлом году речным транспортом перевезено 1,6 млн. тонн грузов, что на 14% выше показателей 2019 года.
Заместитель председателя Подкомитета подробно проинформировал о работе, проводимой по поставленным вопросам по увеличению перевалки грузов в морских портах, стимулированию развития речного транспорта.
На заседании утвержден План работы (Дорожная карта) Подкомитета по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП «Атамекен» на 2021 год, заслушана об отраслевой статистике и формировании заказа на исследования в области водного транспорта на 2022 год.