Как говорится в документе, КТЖ предлагает принять меры по поэтапному дерегулированию тарифов. В соответствии с Предпринимательским Кодексом, государством регулируются цены и тарифы на общественно значимых рынках, к которым отнесены услуги локомотивной тяги (ЛТ). Поскольку конечные потребители экспортных отгрузок не являются гражданами Казахстана, соответственно, мера не повлияет на экономику нашей страны, поэтому на первом этапе дерегулирование тарифов на услуги ЛТ следует ввести в экспортном сообщении, считают в КТЖ.
«В законодательстве Республики Казахстан не содержится понятие «общественно значимых рынков», которое раскрывало бы их признаки и границы. Смысловое значение предполагает, что государством регулируются цены и тарифы на услуги, имеющие общественную (социальную) значимость для населения Республики Казахстан. В свою очередь конечные потребители услуг в экспортном сообщении находятся за пределами Республики Казахстан. Таким образом, отмена государственного регулирования тарифов на услуги ЛТ в экспортном сообщении не отразится на внутренних потребителях и не повлияет на уровень инфляции в Республике Казахстан», - говорится в документе.
На втором этапе, в рамках дальнейшего совершенствования условий, обеспечивающих справедливую конкуренцию на рынке перевозчиков грузов железнодорожным транспортом и создания равных условий и возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности, всем грузовым перевозчикам, независимо от формы собственности, КТЖ предлагает полное дерегулирование тарифов на услуги ЛТ.
«Концепцией развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года закреплено повышение уровня либерализации рынка железнодорожных перевозок, обеспечивающего недискриминационный доступ к услугам магистральной железнодорожной сети для осуществления деятельности и развития частных перевозчиков в стране. Одним из целевых индикаторов Плана действий по реализации указанной Концепции является увеличение доли частных перевозчиков в перевозке грузов железнодорожным транспортом, не менее 30% к 2030 году. В рамках выполнения ключевого условия реализации целевой модели отрасли, предусматривающей полноценную конкуренцию в сфере грузовых перевозок, требуется принятие мер по поэтапному дерегулированию тарифов на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и локомотивной тяги», - сообщается в обосновании.
Как сообщалось, КТЖ намерена повысить тариф и добиться долгосрочных цен без возможности влияния на них.