К 30-летию Независимости Казахстана | 06 ноября 17:07

Не путать с медиаторами! Чего не хватает казахстанским омбудсменам?

Что должен делать омбудсмен? Чем его работа должна отличаться от деятельности медиаторов или профсоюзных лидеров? Чтобы ответить на эти вопросы и начать разработку единого свода правил - общего регламента, в одном месте собрались омбудсмены портфельных компаний фонда "Самрук-Қазына". Мероприятие организовал Центр социального взаимодействия и коммуникаций (ЦСВК).

Во всех крупных компаниях, которые заботятся о правах своих работников, руководство вводит позицию омбудсмена. Но из-за отсутствия закона, который бы регулировал деятельность, их функции не всем понятны. Даже сами омбудсмены порой не сходятся во мнении о том, что конкретно относится к их компетенции.

Эксперт по социально-трудовым отношениям Ирина Виговская объяснила, кто такой омбудсмен.

"Омбудсмен – это специалист, который защищает права сотрудников, опираясь на различные документы, законодательство. По сути он миротворец, который занимается профилактикой и разрешением трудовых споров – индивидуальных и коллективных", - делится она.

В эпоху, когда бушуют финансовые кризисы, набирает обороты роботизация, а значит, люди теряют работу, и в компаниях то и дело случаются конфликты, функции омбудсмена переоценить невозможно.

"Это мероприятие родилось не просто так. Сейчас нет единого регламента, который бы регулировал функции омбудсменов. В ходе обсуждений мы сразу же услышали такую проблему, что пока функции омбудсменов путаются с функциями медиаторов и профсоюзных лидеров. Четкой общей позиции омбудсменов пока нет. На этой встрече мы хотим выслушать, собрать мнения и объединить огромнейший опыт, которым могут поделиться практикующие омбудсмены, чтобы сформулировать новый документ, который бы все расставил по своим местам", - рассказывает собеседница.

Помимо выработки своего свода правил, Виговская отмечает важность образования пула омбудсменов. Именно нетворкинг и постоянная кооперация помогут специалистам поддерживать общий стандарт, который они разработают.

Омбудсмен "Казпочты" Багиля Баймагамбетова рассказала, какие полезные предложения уже озвучили ее коллеги.

"Мы заметили, что у нас в компаниях разнобой в нормативных документах, положениях об омбудсмене. Нужно определиться, чтобы у всех были равные права и возможности. Поэтому я считаю большим шагом даже то, что мы просто собрались вместе и можем обсудить проблемы, которые волнуют нас всех, а затем объединить полученные знания в один документ. 

Кроме этого, был поднят важный вопрос о том, должна ли быть в штате организации отдельная позиция омбудсмена. Сейчас во многих компаниях корпоративные секретари или главы профсоюзов совмещают свою основную деятельность с функциями омбудсмена. А если учитывать то, что в фонде нет компаний, штатная численность которых была бы меньше 15 000 человек, то разрываться для реагирования на все жалобы и обращения работников одному человеку просто невозможно. Имеет смысл не просто создавать отдельную позицию омбудсмена, но и дать ему помощника. К примеру, у меня в подчинении есть свой помощник, который помогает быстро реагировать на письма, принимать звонки сотрудников. В "Казпочте" более 23 000 работников в разных регионах Казахстана, поэтому одному человеку, особенно если ему приходится совмещать разные функции, полноценно защищать права всех обратившихся не получится", - поясняет омбудсмен.

О деятельности своих коллег пришли послушать медиаторы и профсоюзные лидеры. Вячеслав Стребков – глава профсоюза работников электроэнергетической отрасли Казахстана – постоянно взаимодействует с омбудсменами и считает, совместная работа - залог быстрого решения проблем работников, а также сохранения благоприятной обстановки в коллективах.

"Самое ценное что у нас есть – это не "железки", а кадры, персонал. Если "железку" можно в любой момент оперативно заменить, то персонал надо обучать, вкладываться. Чтобы подготовить грамотного специалиста в сфере энергетики – такого как, к примеру, релейщик – нужно восемь лет. Это очень много. Некоторые организации просто переманивают работников к себе – не тратят и копейки, а мы несем убыток. В этом плане я приветствую работу ЦСВК, который учит, как сохранять, заботиться о персонале, как медиаторам, "профсоюзникам" и омбудсменам действовать, чтобы работники демонстрировали лояльность по отношению к компании. Удерживать при себе работников одним только повышением зарплаты невозможно – все равно есть предел. Но создавать для них условия, благоприятную среду для работы, поддерживать дружбу в коллективах – можно, и это тоже действенные инструменты", - рассказывает собеседник.

Все специалисты по трудовым отношениям – и омбудсмены, и медиаторы, и профсоюзные лидеры – озвучили свои предложения, как можно улучшить работу по предупреждению и решению конфликтов. В ближайшее время сообщество уже сформирует итоговый документ. О его создании можно будет также узнать на SKNews.kz.